Культурология. Волкова Р.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
Типология изучаемого явленияобычная задача науки. Вследствие
постоянной изменчивости изучаемого предмете и наличия различных
форм его существования культурология стремится найти общие свойства и
упорядочить многообразные культурные феномены, представив их во
всеобщей форме. Для этого и применяется классификация как способ
выделения некоторой группы явлений (класса) на основе их тождества и
отличия
от других. Но она применима лишь для более простых
культурных явлений, например, для классификации искусства до ХХ века.
Наиболее применим другой способ упорядочивания многообразия явлений
типологизация. Типологизировать изучаемый предметэто значит
причислить его к какому-то типу явлений. Это уже не эмпирический, как в
классификации, а теоретический уровень, так как
здесь применяются
различные теоретические построения (моделирование, идеализация,
теоретические конструкции). Данный способ трудно найти в чистом виде в
окружающей реальности. Например, понятияРенессанс”, “Реформация”,
Просвещение являются идеальными типами, характеризующими
сущность целого ряда явлений соответствующих исторических эпох.
Культура, несомненно, сложное явление, требующее не классификации,
а типологизации. Построению типологии неизбежно предшествует
определение сущности
культуры, этапов ее исторического развития. С
другой стороны, понять культуру, не выделяя ее определенных типов,
также невозможно, тем более, что понятие культуры имеет разные
смыслы, которые не всегда согласуются друг с другом.
Единой, как и единственной, универсальной типологии быть не может,
так как основания для типологизации могут варьироваться и изменяться,
Таких оснований можно выделить много, например, отношение к религии
(религиозная и светская), региональная принадлежность культуры
(культура Запада и Востока, средиземноморская, латиноамериканская),
национально-этническая (русская, турецкая, татарская), отношение к
традиции (традиционная и современная). Построение типологии культур
необходимо начинать с наиболее общих и существенных оснований. К
таким можно отнести, на наш взгляд
, отношение человека к природе, но
здесь следует учитывать фактор изменчивости культур, так как они
существуют во времени, в истории, следовательно, любая типология
является по сути исторической. Время никогда не может быть устранено из
выделения и сопоставления типов культур, но типологизировать культуру
на основе времени можно по-разному, в том числе,
по отношению
человека к природе. Сущность культуры изменяется во времени, что
делает исторически различным ее отношение к природе. Вплоть до XVI в.
культура определялась как способ жить. Вся совокупность отношений к
природе представлялась как естественный для человека способ
существования. Самого себя человек рассматривал как часть природы, а
культуру ощущал как свою натуру
. Культура этого этапа
   Типология изучаемого явления – обычная задача науки. Вследствие
постоянной изменчивости изучаемого предмете и наличия различных
форм его существования культурология стремится найти общие свойства и
упорядочить многообразные культурные феномены, представив их во
всеобщей форме. Для этого и применяется классификация как способ
выделения некоторой группы явлений (класса) на основе их тождества и
отличия от других. Но она применима лишь для более простых
культурных явлений, например, для классификации искусства до ХХ века.
Наиболее применим другой способ упорядочивания многообразия явлений
– типологизация. Типологизировать изучаемый предмет – это значит
причислить его к какому-то типу явлений. Это уже не эмпирический, как в
классификации, а теоретический уровень, так как здесь применяются
различные теоретические построения (моделирование, идеализация,
теоретические конструкции). Данный способ трудно найти в чистом виде в
окружающей реальности. Например, понятия “Ренессанс”, “Реформация”,
“Просвещение” являются идеальными типами, характеризующими
сущность целого ряда явлений соответствующих исторических эпох.
   Культура, несомненно, сложное явление, требующее не классификации,
а типологизации. Построению типологии неизбежно предшествует
определение сущности культуры, этапов ее исторического развития. С
другой стороны, понять культуру, не выделяя ее определенных типов,
также невозможно, тем более, что понятие культуры имеет разные
смыслы, которые не всегда согласуются друг с другом.
   Единой, как и единственной, универсальной типологии быть не может,
так как основания для типологизации могут варьироваться и изменяться,
Таких оснований можно выделить много, например, отношение к религии
(религиозная и светская), региональная принадлежность культуры
(культура Запада и Востока, средиземноморская, латиноамериканская),
национально-этническая (русская, турецкая, татарская), отношение к
традиции (традиционная и современная). Построение типологии культур
необходимо начинать с наиболее общих и существенных оснований. К
таким можно отнести, на наш взгляд, отношение человека к природе, но
здесь следует учитывать фактор изменчивости культур, так как они
существуют во времени, в истории, следовательно, любая типология
является по сути исторической. Время никогда не может быть устранено из
выделения и сопоставления типов культур, но типологизировать культуру
на основе времени можно по-разному, в том числе, по отношению
человека к природе. Сущность культуры изменяется во времени, что
делает исторически различным ее отношение к природе. Вплоть до XVI в.
культура определялась как способ жить. Вся совокупность отношений к
природе представлялась как естественный для человека способ
существования. Самого себя человек рассматривал как часть природы, а
культуру ощущал как свою натуру. Культура этого этапа


                                  18