Культурология. Волкова Р.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

19
(докапиталистического) была формой традиции и обычаев народа. На
данном этапе человек в основном присваивал и потреблял природные
ресурсы, находясь сам в подчиненном природе положении. На следующем
этапе (капитализм) пришло понимание, что многое в человеческом
обществе не является продуктом природы, а является результатом труда,
что человек строит свой мир, отличный
от природы. Культура теперь
означает степень развития социальной сути человека. Здесь человек
осваивает природу, производя из нее новые виды продукции и постепенно
подчиняя ее себе. Третий этап, на наш взгляд, начинается со времени
формирования постиндиустриального общества в ХХ веке и требует уже
особого типа взаимоотношений человека и природы, а именно
коэволюции
, когда их отношения должны строиться на гармоническом
сочетании интересов.
Продолжая рассмотрение исторической типологии культур,
необходимо отметить наличие различных подходов. Во-первых, в
отношении культуры можно применить имеющуюся периодизацию
истории, и сделав это, получаем культуру древнего мира, средневековую
культуру и т.д. Во-вторых, исходя из сущности культуры, можно
предложить следующую
типологизацию: доклассическая культура
(древность и средневековье), классическая (Ренессанс, Новое время и
Просвещение), постклассическая (XIX–XX вв.).
Другие принципы типологизации требуют обращения к рассмотрению
субъекта культуры, под которым следует понимать творчески созидающее
начало, благодаря которому она возникла и существует. Общепризнано,
что творцом культуры является человек как родовое существо, то есть
человеческий род в
целом. Однако внутри этогобольшого субъекта
можно выделить несколько аспектов. Субъектом творчества должен быть
признан и отдельный человек, и определенная социальная группа, и
социальные институты, организации и объединения и, наконец,
человеческий род в целом в качестве родового субъекта. Человек связан не
только со своими ближними, но идальними представителями других
культур
и поколенийкак со своими предками, так и потомками. Эта
связь делает его культурным человеком, а не просто биологическим
существом. Только в человеческом обществе возможно духовное
наследование, передача и закрепление социального опыта от поколения к
поколению. Все это обосновывается и узаконивается традицией, благодаря
которой обеспечивается единство поколений и целостность субъекта
культуры.
Преклонение перед традициями, их культивированиехарактерная
черта так называемых традиционных обществ. Примерами могут служить
первобытное, азиатское, патриархальное общества. Их особенностью
является искоренение всяких новшеств в механизме традиций, сохранение
и укрепление существующего общественного порядка, нетерпимость ко
(докапиталистического) была формой традиции и обычаев народа. На
данном этапе человек в основном присваивал и потреблял природные
ресурсы, находясь сам в подчиненном природе положении. На следующем
этапе (капитализм) пришло понимание, что многое в человеческом
обществе не является продуктом природы, а является результатом труда,
что человек строит свой мир, отличный от природы. Культура теперь
означает степень развития социальной сути человека. Здесь человек
осваивает природу, производя из нее новые виды продукции и постепенно
подчиняя ее себе. Третий этап, на наш взгляд, начинается со времени
формирования постиндиустриального общества в ХХ веке и требует уже
особого типа взаимоотношений человека и природы, а именно –
коэволюции, когда их отношения должны строиться на гармоническом
сочетании интересов.
   Продолжая     рассмотрение     исторической    типологии     культур,
необходимо отметить наличие различных подходов. Во-первых, в
отношении культуры можно применить имеющуюся периодизацию
истории, и сделав это, получаем культуру древнего мира, средневековую
культуру и т.д. Во-вторых, исходя из сущности культуры, можно
предложить следующую типологизацию: доклассическая культура
(древность и средневековье), классическая (Ренессанс, Новое время и
Просвещение), постклассическая (XIX–XX вв.).
   Другие принципы типологизации требуют обращения к рассмотрению
субъекта культуры, под которым следует понимать творчески созидающее
начало, благодаря которому она возникла и существует. Общепризнано,
что творцом культуры является человек как родовое существо, то есть
человеческий род в целом. Однако внутри этого “большого” субъекта
можно выделить несколько аспектов. Субъектом творчества должен быть
признан и отдельный человек, и определенная социальная группа, и
социальные институты, организации и объединения и, наконец,
человеческий род в целом в качестве родового субъекта. Человек связан не
только со своими ближними, но и “дальними” представителями других
культур и поколений – как со своими предками, так и потомками. Эта
связь делает его культурным человеком, а не просто биологическим
существом. Только в человеческом обществе возможно духовное
наследование, передача и закрепление социального опыта от поколения к
поколению. Все это обосновывается и узаконивается традицией, благодаря
которой обеспечивается единство поколений и целостность субъекта
культуры.
   Преклонение перед традициями, их культивирование – характерная
черта так называемых традиционных обществ. Примерами могут служить
первобытное, азиатское, патриархальное общества. Их особенностью
является искоренение всяких новшеств в механизме традиций, сохранение
и укрепление существующего общественного порядка, нетерпимость ко


                                  19