Культурология. Волкова Р.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

21
истории вышел ранее невиданный тип человека и еще более удивительный
тип социальных связей. Массы больше не ходят следовать за духовной
элитой и стремятся прорваться к власти, хотя и не умеют управлять.
Принадлежность кмассе Х. Ортега-и-Гассет рассматривает как
ущербность личности.
Обычно подмассой понимаются непрочные и случайные
человеческие
общности, члены которых объединены лишь общностью
присутствия в одном месте в одно время (толпы болельщиков, зрительская
аудитория, пассажиры, очереди). “Массовая культура” – это понятие,
обозначающее производство культурных ценностей вмассовом
обществе”, ориентированное на их массовое потребление. “Массовая
культура рассчитана на потребление всеми людьми одних и тех же
предметов производства, что снижает
уровень культурных ценностей; она
ориентирована, в первую очередь, на коммерческие цели и выступает
средством манипулирования сознанием потребителя. “Массовая культура
тотальна по своей сути и не терпит пустот.
В культурах существуют и субкультуры (от лат. Sub – под). Это
культуры определенной социальной общности, ограниченной или
изолированной от официальной (господствующей) культуры. Субъект
субкультурлокальные человеческие
группы, каждая из которых каким-
то образом отделена от общества в целом. Субкультуры пытаются усвоить
и переосмыслить доминирующую систему ценностей и даже ей
противостоять. В конечном счете субкультуры дают входящим в них
людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения;
здесь особым образом осмысливается мир в целом.
Характерными чертами субкультур
являются: а) “стильобраза жизни
(костюм, прическа); б) манеры поведения (походка, мимика,
жестикуляция); в) жаргон. Особенно ярко все вышеперечисленное
проявляется в молодежной субкультуре.
При определенных условиях субкультура переходит в контркультуру
(от лат contra – против). В самом общем смысле под контркультурой
понимают совокупность социально-культурных установок, крайне
негативно ориентированных по отношению к
ценностям господствующей
культуры и даже противостоящих ей. Сторонники концепции
контркультуры отрицают стержневой принцип западной культуры
индивидуально-личностный принцип в качестве высшей ценности, отказ
от христианских строгостей в семейно-брачной сфере. Проявлением
контркультуры являются хиппи, панки как представители протестующей
молодежи против массовой культуры.
2.Характеризуя основные признаки культуры, следует учитывать то,
что
человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не
являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей
обитают на Земле как автономные сообщества в значительно
истории вышел ранее невиданный тип человека и еще более удивительный
тип социальных связей. Массы больше не ходят следовать за духовной
элитой и стремятся прорваться к власти, хотя и не умеют управлять.
Принадлежность к “массе” Х. Ортега-и-Гассет рассматривает как
ущербность личности.
   Обычно под “массой” понимаются непрочные и случайные
человеческие общности, члены которых объединены лишь общностью
присутствия в одном месте в одно время (толпы болельщиков, зрительская
аудитория, пассажиры, очереди). “Массовая культура” – это понятие,
обозначающее производство культурных ценностей в “массовом
обществе”, ориентированное на их массовое потребление. “Массовая
культура” рассчитана на потребление всеми людьми одних и тех же
предметов производства, что снижает уровень культурных ценностей; она
ориентирована, в первую очередь, на коммерческие цели и выступает
средством манипулирования сознанием потребителя. “Массовая культура”
тотальна по своей сути и не терпит пустот.
   В культурах существуют и субкультуры (от лат. Sub – под). Это
культуры определенной социальной общности, ограниченной или
изолированной от официальной (господствующей) культуры. Субъект
субкультур – локальные человеческие группы, каждая из которых каким-
то образом отделена от общества в целом. Субкультуры пытаются усвоить
и переосмыслить доминирующую систему ценностей и даже ей
противостоять. В конечном счете субкультуры дают входящим в них
людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения;
здесь особым образом осмысливается мир в целом.
   Характерными чертами субкультур являются: а) “стиль” образа жизни
(костюм, прическа); б) манеры поведения (походка, мимика,
жестикуляция); в) жаргон. Особенно ярко все вышеперечисленное
проявляется в молодежной субкультуре.
   При определенных условиях субкультура переходит в контркультуру
(от лат contra – против). В самом общем смысле под контркультурой
понимают совокупность социально-культурных установок, крайне
негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей
культуры и даже противостоящих ей. Сторонники концепции
контркультуры отрицают стержневой принцип западной культуры –
индивидуально-личностный принцип в качестве высшей ценности, отказ
от христианских строгостей в семейно-брачной сфере. Проявлением
контркультуры являются хиппи, панки как представители протестующей
молодежи против массовой культуры.
   2.Характеризуя основные признаки культуры, следует учитывать то,
что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не
являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей
обитают на Земле как автономные сообщества в значительно


                                 21