Культурология. Волкова Р.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

22
различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в
адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных
специфических способов и форм коллективной жизнедеятельности людей,
получивших название локальных культур.
Таким образом, обобщающее понятие культура скорее всего
умозрительная категория, характеризующая определенный класс явлений в
социальной жизни людей. Реально же на Земле существовало
и существует
поныне множество локальных культур как исторически сложившихся
форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на
друга в силу их генетического родства или сходства условий их
возникновения, другие различаются настолько, насколько разнятся
условия жизни их породившие. Но "ничейной" культуры или культуры
"вообще" в принципе быть не
может.
Философское исследование культуры это, скорее всего,
межкультурный диалог.
Диалог культур есть символическая коммуникация, где в качестве
носителей (субъектов) информации могут выступать любые идеальные и
материальные образования, имеющие смысл и значение. Другими словами,
культурный диалогэто обмен смыслами.
Культурный диалог осуществляется в любом коммуникационном поле,
обеспечивающем взаимопроникновение и открытость культур друг для
друга. Если такое поле отсутствует, диалог становится
невозможным и
культура оказывается как бы закрытой для проникновения в ее смыслы.
Поэтому диалог культур есть прежде всего смысловой диалог,
осуществляющейся не в поле прямого их пересечения, где смыслы
тождественны, а в непересекаемых частях, которые требуют своей
интерпретации со стороны другой культуры.
Очень много для разработки данной проблемы сделал М. М
. Бахтин,
который первым стал рассматривать диалогизм как важнейший принцип
гуманитарного познания. Диалог понимается им как универсальный метод
исследования не только человеческой личности, но и всех видов духовной
культуры. Культурная почва делает диалог живой потребностью
повседневного бытия людей. В процессе общения происходит диалог
культур, он ускоряет и обогащает развитие каждой культуры,
общечеловеческой культуры в целом. Продуктивное общение не мыслимо
без понимания людьми друг друга, которое по своей сути диалогично.
Известно, что человеку имманентно присуща потребность в
многообразии, тяга к новому и оригинальному, которое является причиной
и стимулом диалога культур. Индивидуально-оригинальное в каждой
культуре притягательно и вызывает интерес, с которого начинается диалог
,
взаимодействие и взаимообогащение культур. Через сопоставление себя с
другой в культуре осуществляется самопознание и осознание своей
оригинальности, поэтому диалог культур выступает как объективная
различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в
адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных
специфических способов и форм коллективной жизнедеятельности людей,
получивших название локальных культур.
   Таким образом, обобщающее понятие культура скорее всего
умозрительная категория, характеризующая определенный класс явлений в
социальной жизни людей. Реально же на Земле существовало и существует
поныне множество локальных культур как исторически сложившихся
форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на
друга в силу их генетического родства или сходства условий их
возникновения, другие различаются настолько, насколько разнятся
условия жизни их породившие. Но "ничейной" культуры или культуры
"вообще" в принципе быть не может.
   Философское      исследование    культуры     это,   скорее    всего,
межкультурный диалог.
   Диалог культур есть символическая коммуникация, где в качестве
носителей (субъектов) информации могут выступать любые идеальные и
материальные образования, имеющие смысл и значение. Другими словами,
культурный диалог – это обмен смыслами.
   Культурный диалог осуществляется в любом коммуникационном поле,
обеспечивающем взаимопроникновение и открытость культур друг для
друга. Если такое поле отсутствует, диалог становится невозможным и
культура оказывается как бы закрытой для проникновения в ее смыслы.
Поэтому диалог культур есть прежде всего смысловой диалог,
осуществляющейся не в поле прямого их пересечения, где смыслы
тождественны, а в непересекаемых частях, которые требуют своей
интерпретации со стороны другой культуры.
   Очень много для разработки данной проблемы сделал М. М. Бахтин,
который первым стал рассматривать диалогизм как важнейший принцип
гуманитарного познания. Диалог понимается им как универсальный метод
исследования не только человеческой личности, но и всех видов духовной
культуры. Культурная почва делает диалог живой потребностью
повседневного бытия людей. В процессе общения происходит диалог
культур, он ускоряет и обогащает развитие каждой культуры,
общечеловеческой культуры в целом. Продуктивное общение не мыслимо
без понимания людьми друг друга, которое по своей сути диалогично.
   Известно, что человеку имманентно присуща потребность в
многообразии, тяга к новому и оригинальному, которое является причиной
и стимулом диалога культур. Индивидуально-оригинальное в каждой
культуре притягательно и вызывает интерес, с которого начинается диалог,
взаимодействие и взаимообогащение культур. Через сопоставление себя с
другой в культуре осуществляется самопознание и осознание своей
оригинальности, поэтому диалог культур выступает как объективная


                                  22