Культурология. Волкова Р.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
общественного влияния и морали, “сверхчеловек несет ответственность
только перед самим собой. Его энергия поддерживается искусством, как
аполлонийским, так и главным образом, дионисийским.
XX век породил огромное разнообразие культурологических школ и
концепций и все их невозможно рассмотреть в рамках данной лекции.
Поэтому многие из них будут изложены в следующих темах по
мере
изучения соответствующих проблем.
Лекция 2. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
1. От природы к культуре ( проблемы культурогенеза).
2. Культура как социальный феномен.
3. Экологическая культура : понятие и реальность.
1. Проблема соотношения культуры и природы весьма актуальна в
культурологии и является далеко небесспорной. Изучая данную проблему ,
следует обратиться к истокам культурыеё генезису
в архаических
обществах, где постепенно в сознании древних людей вызревало
понимание другого, надприродного мира, противостоящего естественному
и глубоко вплетенного в повседневную жизнь человека. Традиционные
определения понятиякультура обычно исходят из противопоставления
природы и культуры как естественного и искусственного миров. Природа
обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять
особенности культуры. В
этом сопоставлении она обычно определялась
как нечто неопределенное и естественный мир представал как хаос, а
культура же на фоне природы, наоборот, обнаруживала упорядоченность и
структурность. Действующие в природе силы рисовались
неуравновешенными и стихийными, поэтому человек, стремясь
укорениться в своем воздействии на природу, придавал им
упорядоченность и согласованность. Тем самым происходило как
бы
окультуривание окружающей природной среды, где человек формировал в
растениях и животных полезные для себя свойства, вырабатывал
соответствующий инструментарий своей деятельности. Накопленный опыт
по освоению окружающего мира он должен был сохранить и передать
будущим поколениям человечества. Так происходило становление
культурыособого мира вещей и феноменов, целесообразных и
утилитарных, скрывающих за
своим символизмом определенный смысл и
практическую значимость.
На ранних стадиях, когда человек еще не осознал себя как что-то
особенное, все его представления о себе исчерпывались природностью и
отношением к Матери-природе. Соответственно и культура была культом
общественного влияния и морали, “сверхчеловек” несет ответственность
только перед самим собой. Его энергия поддерживается искусством, как
аполлонийским, так и главным образом, дионисийским.
   XX век породил огромное разнообразие культурологических школ и
концепций и все их невозможно рассмотреть в рамках данной лекции.
Поэтому многие из них будут изложены в следующих темах по мере
изучения соответствующих проблем.



                 Лекция 2. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

   1. От природы к культуре ( проблемы культурогенеза).
   2. Культура как социальный феномен.
   3. Экологическая культура : понятие и реальность.

   1. Проблема соотношения культуры и природы весьма актуальна в
культурологии и является далеко небесспорной. Изучая данную проблему ,
следует обратиться к истокам культуры – её генезису в архаических
обществах, где постепенно в сознании древних людей вызревало
понимание другого, надприродного мира, противостоящего естественному
и глубоко вплетенного в повседневную жизнь человека. Традиционные
определения понятия “культура” обычно исходят из противопоставления
природы и культуры как естественного и искусственного миров. Природа
обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять
особенности культуры. В этом сопоставлении она обычно определялась
как нечто неопределенное и естественный мир представал как хаос, а
культура же на фоне природы, наоборот, обнаруживала упорядоченность и
структурность.    Действующие      в    природе    силы    рисовались
неуравновешенными и стихийными, поэтому человек, стремясь
укорениться в своем воздействии на природу, придавал им
упорядоченность и согласованность. Тем самым происходило как бы
окультуривание окружающей природной среды, где человек формировал в
растениях и животных полезные для себя свойства, вырабатывал
соответствующий инструментарий своей деятельности. Накопленный опыт
по освоению окружающего мира он должен был сохранить и передать
будущим поколениям человечества. Так происходило становление
культуры – особого мира вещей и феноменов, целесообразных и
утилитарных, скрывающих за своим символизмом определенный смысл и
практическую значимость.
   На ранних стадиях, когда человек еще не осознал себя как что-то
особенное, все его представления о себе исчерпывались природностью и
отношением к Матери-природе. Соответственно и культура была культом

                                  11