ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
52
двойников на две группы видно в языках ряда народов – например, в
латинском для обозначения души употребляется термин “anima”, а дух
обозначается словом “spiritus”.
Э.Тайлор, который ввел это понятие в культурологию, так разъясняет
смысл анимизма: у каждого живого существа есть душа, существующая
самостоятельно даже после смерти своего носителя. Кроме этого,
существуют высшие
духи без своих материальных носителей,
управляющие материальным миром и жизнью человека, особенно после
его смерти. Духи общаются с людьми постоянно и необходимо угождать и
одаривать их, преклоняться перед ними.
В анимизме происходит дальнейшее удвоение мира: мир реальных
объектов как бы дополняется миром духовных существ, то есть возникает
деление бытия на
два мира – реально существующий и потусторонний,
сверхъестественный. У многих народов главными двойниками были души
умерших родственников, рассматриваемые как могущественные
покровители людей. Поэтому в истории культуры первобытный анимизм
часто представляется как культ предков. Ввиду того, что на данной стадии
культурогенеза еще не существовало представлений о бесплотной душе, то
двойники мыслились как некая
вторая плоть, которую можно было как-то
ощутить во сне, или увидеть как отражение в воде и т. д. Поскольку во сне
удавалось “видеть” даже души умерших людей, постольку возникло
представление о бессмертии двойников, из которого сложилась вера в
загробную жизнь. Так зарождались первые элементы религиозного
понимания и начинался процесс
развития религиозной культуры. По мере
развития человечества и усложнения его духовной культуры возникали
родоплеменные религии, одной из форм которых является тотемизм.
Тотемизм (означает “его род”) есть вера в сверхъестественное родство
людей с определенными видами животных. На первых этапах своего
развития люди гораздо лучше чувствовали свое единство с природой и
поэтому охотно
отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В
культуре эта идентификация приняла форму тотемизма. Каждая группа
людей тесно связана с каким-то животным или растением (тотемом),
находясь с ними в родственных отношениях. Предпосылкой тотемизма
был миф, утверждавший возможность превращения человека в животное,
что вытекало из убеждений древних людей об отсутствии принципиальной
разницы между человеком и животным. Возникло убеждение, что
человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют вместе
общность и становятся родственниками по определенному тотему, по
отношению друг к другу они являются своими.
На тотемов люди смотрели как на покровителей рода и племени,
защитников и заступников. Например, североамериканские индейцы
племени оджибве
в XVII веке имели пять родовых коллективов, которые
носили названия журавля, сома, гагары, куницы и медведя. Первоначально
двойников на две группы видно в языках ряда народов – например, в латинском для обозначения души употребляется термин “anima”, а дух обозначается словом “spiritus”. Э.Тайлор, который ввел это понятие в культурологию, так разъясняет смысл анимизма: у каждого живого существа есть душа, существующая самостоятельно даже после смерти своего носителя. Кроме этого, существуют высшие духи без своих материальных носителей, управляющие материальным миром и жизнью человека, особенно после его смерти. Духи общаются с людьми постоянно и необходимо угождать и одаривать их, преклоняться перед ними. В анимизме происходит дальнейшее удвоение мира: мир реальных объектов как бы дополняется миром духовных существ, то есть возникает деление бытия на два мира – реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. У многих народов главными двойниками были души умерших родственников, рассматриваемые как могущественные покровители людей. Поэтому в истории культуры первобытный анимизм часто представляется как культ предков. Ввиду того, что на данной стадии культурогенеза еще не существовало представлений о бесплотной душе, то двойники мыслились как некая вторая плоть, которую можно было как-то ощутить во сне, или увидеть как отражение в воде и т. д. Поскольку во сне удавалось “видеть” даже души умерших людей, постольку возникло представление о бессмертии двойников, из которого сложилась вера в загробную жизнь. Так зарождались первые элементы религиозного понимания и начинался процесс развития религиозной культуры. По мере развития человечества и усложнения его духовной культуры возникали родоплеменные религии, одной из форм которых является тотемизм. Тотемизм (означает “его род”) есть вера в сверхъестественное родство людей с определенными видами животных. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше чувствовали свое единство с природой и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта идентификация приняла форму тотемизма. Каждая группа людей тесно связана с каким-то животным или растением (тотемом), находясь с ними в родственных отношениях. Предпосылкой тотемизма был миф, утверждавший возможность превращения человека в животное, что вытекало из убеждений древних людей об отсутствии принципиальной разницы между человеком и животным. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют вместе общность и становятся родственниками по определенному тотему, по отношению друг к другу они являются своими. На тотемов люди смотрели как на покровителей рода и племени, защитников и заступников. Например, североамериканские индейцы племени оджибве в XVII веке имели пять родовых коллективов, которые носили названия журавля, сома, гагары, куницы и медведя. Первоначально 52
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- …
- следующая ›
- последняя »