Культурология. Волкова Р.А. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

51
метеорологическую (магия погоды), предохранительную и др. Особой
разновидностью предохранительной магии были религиозные табу
запрет что-либо делать, дабы не навлечь на себя неприятностей. Магия
основывалась на безграничном синкретизме (слитность), который делал
невозможным разграничение субъективного и объективного. Магическая
деятельность предполагала не только магические приемы, но и
использование внешних обстоятельств, которые приобретали
также
магический смысл. Это впоследствии приняло форму веры вприметы”.
Позже, наряду с верой в приметы, возникло убеждение, что имеющие
магический смысл предметы могут не только влиять на исход
деятельности человека, но и определять его судьбу. Так начал
складываться фетишизм, один из важных параметров человеческой
психологии. Фетишизмпоклонение духовным силам,
воплощенным в
вещах.
Фетишизм (от португ. – fetico – заколдованная вещь) есть вера в
существование сверхъестественных свойств у материальных объектов.
Фетишэто материальный предмет, которому приписываются
сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет,
вызывавший удивление и обладавший притягательной силой, красотой,
или, наоборот, уродством. Именно вера в способностьвселенияразного
рода духовных существ в самые
неожиданные вещи привела к тому, что
магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как
фетиши. Например, у древних германцев наиболее почитаемым фетишем
считалась ель, вокруг которой пели, плясали, просили у нее помощи и
заступничества, украшая ее подарками. Современная новогодняя елка как
раз и напоминает нам о том этапе древней культуры, когда
люди
обожествляли природу и делали из ее явлений культовые объекты
поклонения.
В современных религиозных культурах фетишизм представлен в виде
почитания священных предметов (кресты, иконы, мощи), а также в виде
веры в талисманы (приносит счастье) и амулеты (оберегает от несчастья).
Фетишизм в отличие от магии примечателен тем, что в нем впервые в
зачаточном виде появляется идея Бога.
В культуре древнейшего мира значительное место занимал анимизм (от
лат. anima – душа). Это вера в существование материальных объектов и
процессов сверхъестественных двойников. Анимизм начинается с
приписывания двойников материальным объектам: человеческому телу,
животным, орудиям труда и т. д., а затем стал включать в себя
представления о двойниках
материальных процессов (болезни, войны и
пр.). славяне для обозначения иллюзорных двойников применяли два
термина: менее могущественных называлидушами”, а более
могущественных – “духами”. Поэтому правильнее будет сказать, что
анимизм есть вера в существование душ и духов. Аналогичное деление
метеорологическую (магия погоды), предохранительную и др. Особой
разновидностью предохранительной магии были религиозные табу –
запрет что-либо делать, дабы не навлечь на себя неприятностей. Магия
основывалась на безграничном синкретизме (слитность), который делал
невозможным разграничение субъективного и объективного. Магическая
деятельность предполагала не только магические приемы, но и
использование внешних обстоятельств, которые приобретали также
магический смысл. Это впоследствии приняло форму веры в “приметы”.
Позже, наряду с верой в приметы, возникло убеждение, что имеющие
магический смысл предметы могут не только влиять на исход
деятельности человека, но и определять его судьбу. Так начал
складываться фетишизм, один из важных параметров человеческой
психологии. Фетишизм – поклонение духовным силам, воплощенным в
вещах.
   Фетишизм (от португ. – fetico – заколдованная вещь) есть вера в
существование сверхъестественных свойств у материальных объектов.
Фетиш – это материальный предмет, которому приписываются
сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет,
вызывавший удивление и обладавший притягательной силой, красотой,
или, наоборот, уродством. Именно вера в способность “вселения” разного
рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела к тому, что
магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как
фетиши. Например, у древних германцев наиболее почитаемым фетишем
считалась ель, вокруг которой пели, плясали, просили у нее помощи и
заступничества, украшая ее подарками. Современная новогодняя елка как
раз и напоминает нам о том этапе древней культуры, когда люди
обожествляли природу и делали из ее явлений культовые объекты
поклонения.
   В современных религиозных культурах фетишизм представлен в виде
почитания священных предметов (кресты, иконы, мощи), а также в виде
веры в талисманы (приносит счастье) и амулеты (оберегает от несчастья).
Фетишизм в отличие от магии примечателен тем, что в нем впервые в
зачаточном виде появляется идея Бога.
   В культуре древнейшего мира значительное место занимал анимизм (от
лат. anima – душа). Это вера в существование материальных объектов и
процессов сверхъестественных двойников. Анимизм начинается с
приписывания двойников материальным объектам: человеческому телу,
животным, орудиям труда и т. д., а затем стал включать в себя
представления о двойниках материальных процессов (болезни, войны и
пр.). славяне для обозначения иллюзорных двойников применяли два
термина: менее могущественных называли “душами”, а более
могущественных – “духами”. Поэтому правильнее будет сказать, что
анимизм есть вера в существование душ и духов. Аналогичное деление


                                  51