ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
53
в качестве тотемов почитались животные, являющиеся объектом охоты, но
со временем по мере увеличения числа человеческих коллективов
родственные отношения были распространены и на всех других животных
и даже, у некоторых народов, на растения, предметы и явления природы. В
данной религиозной культуре в качестве объектов поклонения выступали
не сами тотемы, а
их двойники. Тотемам поклонялись лишь постольку,
поскольку они сами были вместилищами тотемистических духов, и это
поклонение выражалось в молитвах (просьбах), плясках, табу,
жертвоприношениях. Тотемам не только поклонялись, их же убивали и
съедали, и главным при этом было строгое соблюдение правил ритуала.
Элементы тотемизма сохраняются и по сей день в отдельных
религиозных
культурах: например, в индуизме многие животные (корова, слон)
почитаются как священные, а в христианстве святой дух изображается в
виде голубя, а самого Иисуса Христа часто величают агнцем, то есть
ягненком. Христианское таинство причащения также берет свое начало в
тотемизме – под видом хлеба верующие поедают тело, а под видом вина
пьют
кровь Бога. Благодаря тотемизму была проведена граница между
“своими” и “чужими” и сформирован ключевой элемент социальной
самоидентификации, который во многом определил пути развития
культуры. Таким образом, в примитивных религиях в отличие от мифа
обожествляется уже не природа, а сверхприродные силы человека, и
прежде всего, дух и его творчество.
Усложнение социального
бытия сопровождалось и духовными
переменами: на смену старым религиям пришли новые, которые по своему
содержанию были гораздо сложнее религий первобытного общества. В
этих религиях главными объектами поклонения становятся уже не духи, а
многочисленные боги, отсюда их политеистический характер. Речь идет о
национальных религиях, к числу которых относится иудаизм (Израиль),
индуизм (
Индия), конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония) и др.
Национальные религии – это специфическое проявление целой системы
религиозной культуры с присущей ей детальной ритуализацией и
обрядностью, запретами и нормами. Их носителями являются, как
правило, представители одного этноса, хотя могут быть и лица других
национальностей. Таким образом, по мере развития социального
организма и формирования его
духовности усложняется и религиозная
культура, образуя свою собственную подсистему ценностей.
Наибольшую роль во всемирно-историческом процессе играют так
называемые мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Именно эти
религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся
общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где
первоначально возникли. Их историческая судьба при всем разнообразии и
отличии имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной
определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий
в качестве тотемов почитались животные, являющиеся объектом охоты, но со временем по мере увеличения числа человеческих коллективов родственные отношения были распространены и на всех других животных и даже, у некоторых народов, на растения, предметы и явления природы. В данной религиозной культуре в качестве объектов поклонения выступали не сами тотемы, а их двойники. Тотемам поклонялись лишь постольку, поскольку они сами были вместилищами тотемистических духов, и это поклонение выражалось в молитвах (просьбах), плясках, табу, жертвоприношениях. Тотемам не только поклонялись, их же убивали и съедали, и главным при этом было строгое соблюдение правил ритуала. Элементы тотемизма сохраняются и по сей день в отдельных религиозных культурах: например, в индуизме многие животные (корова, слон) почитаются как священные, а в христианстве святой дух изображается в виде голубя, а самого Иисуса Христа часто величают агнцем, то есть ягненком. Христианское таинство причащения также берет свое начало в тотемизме – под видом хлеба верующие поедают тело, а под видом вина пьют кровь Бога. Благодаря тотемизму была проведена граница между “своими” и “чужими” и сформирован ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом определил пути развития культуры. Таким образом, в примитивных религиях в отличие от мифа обожествляется уже не природа, а сверхприродные силы человека, и прежде всего, дух и его творчество. Усложнение социального бытия сопровождалось и духовными переменами: на смену старым религиям пришли новые, которые по своему содержанию были гораздо сложнее религий первобытного общества. В этих религиях главными объектами поклонения становятся уже не духи, а многочисленные боги, отсюда их политеистический характер. Речь идет о национальных религиях, к числу которых относится иудаизм (Израиль), индуизм (Индия), конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония) и др. Национальные религии – это специфическое проявление целой системы религиозной культуры с присущей ей детальной ритуализацией и обрядностью, запретами и нормами. Их носителями являются, как правило, представители одного этноса, хотя могут быть и лица других национальностей. Таким образом, по мере развития социального организма и формирования его духовности усложняется и религиозная культура, образуя свою собственную подсистему ценностей. Наибольшую роль во всемирно-историческом процессе играют так называемые мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Их историческая судьба при всем разнообразии и отличии имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий 53
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- …
- следующая ›
- последняя »