ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
49
2. Культурная динамика предполагает исторический аспект
рассмотрения культуры. Процесс исторического происхождения культуры
был одним из аспектов становления человека как социального существа. В
ходе антропосоциогенеза, по всей видимости, происходила и постепенная
эволюция биологических механизмов адаптации к природному
окружению. Жизненные интересы эволюции наших предков, судя по
всему, мало чем отличались от животных,
но реализовывались уже совсем
иными, гораздо более эффективными и универсальными средствами.
Историческая эволюция культуры прошла несколько стадий, причем
каждое сообщество проходило их в своем собственном темпе и ритме: а)
первобытная, где складывалась основная ячейка социальной организации –
семья, а основным механизмом регуляции были нормы и ритуалы брачных
и кровно-родственных отношений; б
) архаическая, где формировался
этнический, территориально-соседский тип социальной организации и
культуры, а главным средством регуляции выступала племенная
мифология и формируемые ею традиции; в) доиндустриальная, где
преобладали сословно-идеологические и политико-религиозные формы
жизнеустройства (цивилизационные), а в средствах регуляции
взаимоотношений доминировали религиозные нормы; г) индустриальная,
где основными структурами общества стали национальная
государственность и социальные страты, а главным регулятором –
социально-экономические интересы и конвенции; д) постиндустриальная,
где формы социальной организации эволюционируют к
транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая
регулятивная функция переходит к разнообразным видам
информационной деятельности, формирующим новый тип культуры –
массовый.
Исторически первой формой культуры выступает миф. Он стоит в
начале человеческой истории
: в синкретичности мифа лежат истоки
искусства, религии, философии, науки."Миф возвращает нас в эпоху
"бессловесного детства" сознания - и культурного, и личностного - в эпоху
первичного опыта сознания в его контексте с миром - как целым" (см.:
Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. - М., 1994.
С.9). Философское рассмотрение мифа подразумевает
изучение его как
формы общественного сознания и включенность в человеческое бытие. В
эпоху Гомера и Гесиода миф был самой жизнью, живой
действительностью, правдивым сказом самого бытия человеку.
Миф как культурный феномен обладает своей смысловой и
символической сущностью. В древних мифах налицо тождество образов,
смыслов и тех явлений, о которых ведает
миф. Как одна из форм
общественного сознания, мифология тесно связана с ритуалом -
символическим действием, связывающим между собой мир людей и мир
богов. Ритуал как бы воплощал миф в его действительность, воссоздавая
2. Культурная динамика предполагает исторический аспект рассмотрения культуры. Процесс исторического происхождения культуры был одним из аспектов становления человека как социального существа. В ходе антропосоциогенеза, по всей видимости, происходила и постепенная эволюция биологических механизмов адаптации к природному окружению. Жизненные интересы эволюции наших предков, судя по всему, мало чем отличались от животных, но реализовывались уже совсем иными, гораздо более эффективными и универсальными средствами. Историческая эволюция культуры прошла несколько стадий, причем каждое сообщество проходило их в своем собственном темпе и ритме: а) первобытная, где складывалась основная ячейка социальной организации – семья, а основным механизмом регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровно-родственных отношений; б) архаическая, где формировался этнический, территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством регуляции выступала племенная мифология и формируемые ею традиции; в) доиндустриальная, где преобладали сословно-идеологические и политико-религиозные формы жизнеустройства (цивилизационные), а в средствах регуляции взаимоотношений доминировали религиозные нормы; г) индустриальная, где основными структурами общества стали национальная государственность и социальные страты, а главным регулятором – социально-экономические интересы и конвенции; д) постиндустриальная, где формы социальной организации эволюционируют к транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры – массовый. Исторически первой формой культуры выступает миф. Он стоит в начале человеческой истории: в синкретичности мифа лежат истоки искусства, религии, философии, науки."Миф возвращает нас в эпоху "бессловесного детства" сознания - и культурного, и личностного - в эпоху первичного опыта сознания в его контексте с миром - как целым" (см.: Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. - М., 1994. С.9). Философское рассмотрение мифа подразумевает изучение его как формы общественного сознания и включенность в человеческое бытие. В эпоху Гомера и Гесиода миф был самой жизнью, живой действительностью, правдивым сказом самого бытия человеку. Миф как культурный феномен обладает своей смысловой и символической сущностью. В древних мифах налицо тождество образов, смыслов и тех явлений, о которых ведает миф. Как одна из форм общественного сознания, мифология тесно связана с ритуалом - символическим действием, связывающим между собой мир людей и мир богов. Ритуал как бы воплощал миф в его действительность, воссоздавая 49
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- …
- следующая ›
- последняя »