Культурология. Волкова Р.А. - 47 стр.

UptoLike

Составители: 

47
Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика,
требующая постепенной расшифровки прежнего опыта, его отбора,
интерпретации и обогащения.
Впервые динамика культуры как научная проблема была поставлена и
изучена в 30-х годах XX в. П. Сорокиным в его работеСоциология и
культурная динамика”. Динамика культуры подразумевает изменения как
внутри всей культурной системы, так и
ее составляющих и включает в себя
изменчивость культуры, ее обусловленность, направленность,
закономерности адаптации к новым условиям. Динамика культуры
представлена и раскрывается прежде всего через разнообразие культурных
процессов, в котором на эмпирическом уровне проявляется через
совокупность культурных событий.
Культурные процессы очень разнообразны и среди них можно
выделить основные: а) культурогенез как
процесс порождения новых
культурных форм и интеграции их в социальную практику; б)
преемственность традиций как процесс межпоколенной трансляции и
воспроизводства, а также отмирания потерявших свою актуальность
явлений; в) диффузию как пространственно-временное распространение
культурных достижений; г) трансформацию как процесс модернизации,
прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из
практики.
Культурогенез и
преемственность традиций рассматривались нами
ранее. Что касается культурной диффузии, то она, как правило, начинается
в особой культурной среде с обновления целей культурной деятельности и
формирования нового субъекта культуры. В его качестве выступают чаще
всего интеллектуальные кругипредставители творческой интеллигенции,
а также носители образованности и духовности, дипломаты, студенчество
и другие слои
населения, берущие на себя роль культурного
переустроителя общества. Благодаря их просветительской деятельности
человечество знакомится с новыми открытиями, достижениями и
произведениями культуры. Например, идеологи эпохи Просвещения
подготовили почву для Великой Французской революции, уничтожившей
остатки прежней социокультурной системы страны. Речь идет не только о
новых формах производства и потребления людей, но и о
более глубинных
процессах психологического и духовного характера, когда в результате
всех преобразований сложился принципиально новый образ жизни
европейцев и их менталитет. Таким образом, культурная диффузия
пространственное распространение культурных достижений одних
обществ в другие . Возникнув в одном обществе, то или иное явление
культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других
обществ. Распространение культуры есть особая форма движения,
отличная от миграции людей и никак не сводимая к ней. То или иное
явление культуры совершенно не обязательно должно было возникнуть в
Накопленному опыту прошлого противостоит повседневная практика,
требующая постепенной расшифровки прежнего опыта, его отбора,
интерпретации и обогащения.
   Впервые динамика культуры как научная проблема была поставлена и
изучена в 30-х годах XX в. П. Сорокиным в его работе “Социология и
культурная динамика”. Динамика культуры подразумевает изменения как
внутри всей культурной системы, так и ее составляющих и включает в себя
изменчивость     культуры,    ее   обусловленность,      направленность,
закономерности адаптации к новым условиям. Динамика культуры
представлена и раскрывается прежде всего через разнообразие культурных
процессов, в котором на эмпирическом уровне проявляется через
совокупность культурных событий.
   Культурные процессы очень разнообразны и среди них можно
выделить основные: а) культурогенез как процесс порождения новых
культурных форм и интеграции их в социальную практику; б)
преемственность традиций как процесс межпоколенной трансляции и
воспроизводства, а также отмирания потерявших свою актуальность
явлений; в) диффузию как пространственно-временное распространение
культурных достижений; г) трансформацию как процесс модернизации,
прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из
практики.
   Культурогенез и преемственность традиций рассматривались нами
ранее. Что касается культурной диффузии, то она, как правило, начинается
в особой культурной среде с обновления целей культурной деятельности и
формирования нового субъекта культуры. В его качестве выступают чаще
всего интеллектуальные круги – представители творческой интеллигенции,
а также носители образованности и духовности, дипломаты, студенчество
и другие слои населения, берущие на себя роль культурного
переустроителя общества. Благодаря их просветительской деятельности
человечество знакомится с новыми открытиями, достижениями и
произведениями культуры. Например, идеологи эпохи Просвещения
подготовили почву для Великой Французской революции, уничтожившей
остатки прежней социокультурной системы страны. Речь идет не только о
новых формах производства и потребления людей, но и о более глубинных
процессах психологического и духовного характера, когда в результате
всех преобразований сложился принципиально новый образ жизни
европейцев и их менталитет. Таким образом, культурная диффузия –
пространственное распространение культурных достижений одних
обществ в другие . Возникнув в одном обществе, то или иное явление
культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других
обществ. Распространение культуры        есть особая форма движения,
отличная от миграции людей и никак не сводимая к ней. То или иное
явление культуры совершенно не обязательно должно было возникнуть в


                                  47