Культурология. Волкова Р.А. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

48
данном обществе в результате эволюциионо вполне могло быть
заимствовано и воспринято извне. Кроме названных выше культурных
процессов необходимо обратить внимание на так называемую
трансформацию культуры, которая представляет собой историческую
изменчивость различных культурных форм. Можно сослаться на
мифологию, которая, изменив свое содержание, по-прежнему прочно
удерживается в современном общественном сознании
в виде политических
и идеологических мифов.
Процесс динамики культуры можно рассматривать как проявление
способности культурной системы и ее элементов адаптироваться к
меняющимся условиям существования. Так, фактор времени определяет
различные проявления динамики культуры: процессы длительного
действия (100 и более лет) свидетельствуют об исторической динамике, а
микромасштабные изменения в культуре ( 25 – 100 лет) говорят об
актуальной динамике. Актуальная динамика доступна не только ученым,
занимающимся научным прогнозированием, но и каждому человеку,
способному переживать подобные проявления в индивидуальной практике.
Однако быстропреходящие изменения в культуре (например, сезонные
изменения моды) не способны закрепиться в глубоких пластах культурной
жизни и потому не могут рассматриваться в качестве динамики культуры.
Культурная динамика подразумевает
изменения не только внешнего
характера и внутри ее как системы, но и изменения во взаимодействии с
другими культурами. Так как подобные результаты подготавливаются
постепенно, иногда незаметно, то процесс взаимодействия культур
выступает как масштабное по длительности явление (не менее нескольких
десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией,
хозяйственные контакты и др. , не вызывающие
глубоких изменений в
образе жизни людей, не являются по сути взаимодействием культур.
Можно выделить разные уровни взаимодействия культур: а) этнический,
характерный для взаимодействия локальных этносов; б) национальный,
когда взаимодействие происходит на государственно-политическом
уровне; в) цивилизационный, где возможны наиболее существенные
результаты обмена духовными ценностями. В повседневной жизни чаще
всего перекрещиваются процессы
всех трех выше названных уровней. В
межкультурных связях многонациональных государств принимают
участие как большие, так и малые нации, при этом численно больший
этнос способен оказать большее влияние на процессы взаимодействия,
нежели малая этническая группа, хотя вклад последней никоим образом
нельзя недооценивать. Тем не менее в культурологии принято выделять
культуру-донора (
которая больше отдает, чем получает) и культуру-
реципиента (культура в основном принимающая). В течении
исторического развития эти роли могут меняться.
данном обществе в результате эволюции – оно вполне могло быть
заимствовано и воспринято извне. Кроме названных выше культурных
процессов необходимо обратить внимание на так называемую
трансформацию культуры, которая представляет собой историческую
изменчивость различных культурных форм. Можно сослаться на
мифологию, которая, изменив свое содержание, по-прежнему прочно
удерживается в современном общественном сознании в виде политических
и идеологических мифов.
   Процесс динамики культуры можно рассматривать как проявление
способности культурной системы и ее элементов адаптироваться к
меняющимся условиям существования. Так, фактор времени определяет
различные проявления динамики культуры: процессы длительного
действия (100 и более лет) свидетельствуют об исторической динамике, а
микромасштабные изменения в культуре ( 25 – 100 лет) говорят об
актуальной динамике. Актуальная динамика доступна не только ученым,
занимающимся научным прогнозированием, но и каждому человеку,
способному переживать подобные проявления в индивидуальной практике.
Однако быстропреходящие изменения в культуре (например, сезонные
изменения моды) не способны закрепиться в глубоких пластах культурной
жизни и потому не могут рассматриваться в качестве динамики культуры.
   Культурная динамика подразумевает изменения не только внешнего
характера и внутри ее как системы, но и изменения во взаимодействии с
другими культурами. Так как подобные результаты подготавливаются
постепенно, иногда незаметно, то процесс взаимодействия культур
выступает как масштабное по длительности явление (не менее нескольких
десятилетий).    Элементарный      обмен    товарами,    информацией,
хозяйственные контакты и др. , не вызывающие глубоких изменений в
образе жизни людей, не являются по сути взаимодействием культур.
Можно выделить разные уровни взаимодействия культур: а) этнический,
характерный для взаимодействия локальных этносов; б) национальный,
когда взаимодействие происходит на государственно-политическом
уровне; в) цивилизационный, где возможны наиболее существенные
результаты обмена духовными ценностями. В повседневной жизни чаще
всего перекрещиваются процессы всех трех выше названных уровней. В
межкультурных связях многонациональных государств принимают
участие как большие, так и малые нации, при этом численно больший
этнос способен оказать большее влияние на процессы взаимодействия,
нежели малая этническая группа, хотя вклад последней никоим образом
нельзя недооценивать. Тем не менее в культурологии принято выделять
культуру-донора (которая больше отдает, чем получает) и культуру-
реципиента (культура в основном принимающая). В течении
исторического развития эти роли могут меняться.



                                 48