Культурология. Волкова Р.А. - 50 стр.

UptoLike

Составители: 

50
изначальный подвиг героев или творение мира. Впоследствии ритуал и
миф утратили свою взаимосвязь: миф без ритуала превратился в сказку, а
ритуал обрел черты формальной традиции.
Ощущение внутреннего родства с миром - вот что характерно для
первобытного человека. Способом выживания первобытного человека
стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он
чувствовал
их родственными себе, одушевленными существами, которых
можно как-то умилостивить, заговорить. З.Фрейд писал, что самым
первым шагом является очеловечивание природы - такое мироощущение
составляет первооснову мифа. Д.Вико считал, что мифы складываются как
игра фантазии, вызванная интуитивно ощущением присутствия высших
сил и страхом перед ними. По мнению английского ученого Э.
Тайлора, в
основе мифов и религиозных верований лежит анимизм - наделение
неживых предметов душою, на что наталкивали древнего человека сны и
духи умерших. Представители психологической школы (В.Вундт, Л.Леви-
Брюль, З.Фрейд, К.Юнг) рассматривали мировосприятие первобытного
человека как феномены подсознания. Согласно структурализму
(Б.Малиновский и К.Леви-Стросс), миф -
не объяснение явлений, а
выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной
культуре миф выполняет важнейшую функцию - выражает верования и
обосновывает моральные нормы, содержит практические правила
поведения человека. Поэтому миф выступает как активная социальная
сила и как первая попытка людей осмыслить свое бытие. Мифы не
объясняют природное и сверхприродное, а лишь отражают
это и
представляют собой бессознательное и смысловое породнение человека с
силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Сверхприрода и составляет содержание мифов.
Как известно, исторически культура происходит из культа, почитания
предков, а корни ее лежат в религии. Религия в своем развитии прошла
длинный и сложный путь вызревания и
формирования. На первоначальных
стадиях развития общества утвердились религиозные верования, в которых
запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Не
понимая сути многих природных явлений, испытывая чувство страха и
будучи перед ними бессильным, человек пытался найти способы
воздействия на них. Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет
поклонения оказывал нужные ему действия, то получила
развитие магия,
основанная на обрядах и заклинаниях.
Магия (от греч. mageia – колдовство) – это вера в сверхъестественные
средства воздействия на природу, особая форма символических действий
обрядов. Считались, что человек может влиять на природу не только
естественным путем через труд, но и сверхъестественным, то есть через
магию. Магия подразделяется на производственную (охотничья,
рыболовная,
земледельческая и т. д.), лечебную, военную,
изначальный подвиг героев или творение мира. Впоследствии ритуал и
миф утратили свою взаимосвязь: миф без ритуала превратился в сказку, а
ритуал обрел черты формальной традиции.
   Ощущение внутреннего родства с миром - вот что характерно для
первобытного человека. Способом выживания первобытного человека
стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он
чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых
можно как-то умилостивить, заговорить. З.Фрейд писал, что самым
первым шагом является очеловечивание природы - такое мироощущение
составляет первооснову мифа. Д.Вико считал, что мифы складываются как
игра фантазии, вызванная интуитивно ощущением присутствия высших
сил и страхом перед ними. По мнению английского ученого Э.Тайлора, в
основе мифов и религиозных верований лежит анимизм - наделение
неживых предметов душою, на что наталкивали древнего человека сны и
духи умерших. Представители психологической школы (В.Вундт, Л.Леви-
Брюль, З.Фрейд, К.Юнг) рассматривали мировосприятие первобытного
человека как феномены подсознания. Согласно структурализму
(Б.Малиновский и К.Леви-Стросс), миф - не объяснение явлений, а
выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной
культуре миф выполняет важнейшую функцию - выражает верования и
обосновывает моральные нормы, содержит практические правила
поведения человека. Поэтому миф выступает как активная социальная
сила и как первая попытка людей осмыслить свое бытие. Мифы не
объясняют природное и сверхприродное, а лишь отражают это и
представляют собой бессознательное и смысловое породнение человека с
силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.
Сверхприрода и составляет содержание мифов.
   Как известно, исторически культура происходит из культа, почитания
предков, а корни ее лежат в религии. Религия в своем развитии прошла
длинный и сложный путь вызревания и формирования. На первоначальных
стадиях развития общества утвердились религиозные верования, в которых
запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Не
понимая сути многих природных явлений, испытывая чувство страха и
будучи перед ними бессильным, человек пытался найти способы
воздействия на них. Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет
поклонения оказывал нужные ему действия, то получила развитие магия,
основанная на обрядах и заклинаниях.
   Магия (от греч. mageia – колдовство) – это вера в сверхъестественные
средства воздействия на природу, особая форма символических действий –
обрядов. Считались, что человек может влиять на природу не только
естественным путем через труд, но и сверхъестественным, то есть через
магию. Магия подразделяется на производственную (охотничья,
рыболовная, земледельческая       и т.     д.),   лечебную, военную,


                                  50