ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
57
Один и тот же культурный феномен может приобретать различное
значение в зависимости от типа общества или социальной среды.
Например, в традиционном обществе красота как духовно-эстетическое
понятие не имеет никакой ценности, так как слишком тяжелы условия
бытия индивида и коллектива. И наоборот, в индустриальном обществе с
развитой материальной базой красота
может стать предметом
бескорыстного почитания или идеализированной любви (средневековое
рыцарство и культ прекрасной дамы). Итак, различные социальные страты
вырабатывают специфические наборы ценностей, вступающие в сложное
взаимодействие друг с другом. В рамках собственно духовной системы
ценностная ориентация может вступать в противоречие со сложившимися
условиями, и всякое художественное новаторство означает в той
или иной
степени нарушение уже принятого стиля. Например, в конце XIX века
творчество импрессионистов рассматривалось как нарушение
художественно-эстетических канонов и сопровождалось скандалами в
обществе. В условиях резкиз социально-политических сдвигов
(революций) могут возникать тенденции к быстрому и радикальному
ниспровержению прежде высоко чтимых культурных ценностей ради
новых, подчас прямо противоположных. В
устойчивых обществах
культура вырабатывает свои механизмы и способы преодоления
противоречивых ценностных ориентаций без их взаимного разрушения.
В культурологии принято говорить о полиморфизме культуры., то есть
о множественности форм ее существования. Полиморфизм объясняется
следующими причинами: а) социальной разнородностью общества (элита –
народ, дворянство и духовенство – крестьяне, город – деревня); б)
функциональными различиями культурных ценностей
по уровням и
сферам; в) различиями в содержании каждого социокультурного
компонента.
Полиморфизм культуры предполагает и ее классификацию, которая
может быть самой разной, например, принято выделять традиционную и
западную культуры, хотя ,конечно, такое деление культуры чисто условно.
Более того, любое современное общество в той или иной степени
“традиционно”, то сохраняет следы
общей основы. По принципу
использования письма можно выделить два типа культур – письменные и
бесписьменные. Это деление не совпадает с делением “традиционные –
западные”. Традиционными являются все бесписьменные культуры и часть
письменных. История свидетельствует, что развитая цивилизация со
сложной общественной организацией, высоким уровнем строительной,
ирригационной и прочей техники, разделением труда, развитым ремеслом,
сельским хозяйством и пр. далеко не обязательно должна использовать
письменность. Примером этого служит тысячелетнее существование
бесписьменных южноафриканских цивилизаций, предшествовавших
империи инков. Нединамичная и неизменная жизнь народов этого региона
Один и тот же культурный феномен может приобретать различное значение в зависимости от типа общества или социальной среды. Например, в традиционном обществе красота как духовно-эстетическое понятие не имеет никакой ценности, так как слишком тяжелы условия бытия индивида и коллектива. И наоборот, в индустриальном обществе с развитой материальной базой красота может стать предметом бескорыстного почитания или идеализированной любви (средневековое рыцарство и культ прекрасной дамы). Итак, различные социальные страты вырабатывают специфические наборы ценностей, вступающие в сложное взаимодействие друг с другом. В рамках собственно духовной системы ценностная ориентация может вступать в противоречие со сложившимися условиями, и всякое художественное новаторство означает в той или иной степени нарушение уже принятого стиля. Например, в конце XIX века творчество импрессионистов рассматривалось как нарушение художественно-эстетических канонов и сопровождалось скандалами в обществе. В условиях резкиз социально-политических сдвигов (революций) могут возникать тенденции к быстрому и радикальному ниспровержению прежде высоко чтимых культурных ценностей ради новых, подчас прямо противоположных. В устойчивых обществах культура вырабатывает свои механизмы и способы преодоления противоречивых ценностных ориентаций без их взаимного разрушения. В культурологии принято говорить о полиморфизме культуры., то есть о множественности форм ее существования. Полиморфизм объясняется следующими причинами: а) социальной разнородностью общества (элита – народ, дворянство и духовенство – крестьяне, город – деревня); б) функциональными различиями культурных ценностей по уровням и сферам; в) различиями в содержании каждого социокультурного компонента. Полиморфизм культуры предполагает и ее классификацию, которая может быть самой разной, например, принято выделять традиционную и западную культуры, хотя ,конечно, такое деление культуры чисто условно. Более того, любое современное общество в той или иной степени “традиционно”, то сохраняет следы общей основы. По принципу использования письма можно выделить два типа культур – письменные и бесписьменные. Это деление не совпадает с делением “традиционные – западные”. Традиционными являются все бесписьменные культуры и часть письменных. История свидетельствует, что развитая цивилизация со сложной общественной организацией, высоким уровнем строительной, ирригационной и прочей техники, разделением труда, развитым ремеслом, сельским хозяйством и пр. далеко не обязательно должна использовать письменность. Примером этого служит тысячелетнее существование бесписьменных южноафриканских цивилизаций, предшествовавших империи инков. Нединамичная и неизменная жизнь народов этого региона 57
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- …
- следующая ›
- последняя »