Культурология. Волкова Р.А. - 58 стр.

UptoLike

Составители: 

58
способствовала выбору другого типа культуры, нежели в
Средиземноморье или на Древнем Востоке. Бесписьменные традиционные
культуры ориентированы на повторное воспроизведение уже
существующего, а письменныена постоянное создание нового. Для
культур традиционного типа оказываются весьма малоценны
бесчисленные события: войны, стихийные бедствия, открытия,
достижения. “Нет новостейхорошие новости” – в этом пафос древней
мудрости
.
В культурологическом анализе следует учитывать неоднородность
культуры как повертикали”, так и погоризонтали”. В истории культур
переход к классовому обществу влечет за собой расслоение
синкретической первобытной культуры и формирование по меньшей мере
двух субкультур в единой культуреофициальной (господствующей,
профессиональной, высокой) и народной, пространства которых
существенно различаются. Социальная неоднородность
ведет к тому, что в
любой культуре присутствуют различные ее уровнитак называемая
низовая (народная) культура и высокая культура. Высокая культураэто
духовная, абстрактная, удаленная от реальной повседневности, а низовая,
напротив, телесная, конкретная, и ее субъектом является народ. Высокая
культура для своего восприятия требует определенной подготовки и
образованности, поэтому ее аудитория
всегда ограничена и элитарна, так
как жизненные обстоятельства дают возможность не всем людям
приобщаться к ее ценностям. Но разрыв между ними в рамках единого
этноса всегда был относителен, и они часто переплетались друг с другом.
Просто ценности высокой культуры, приняв рафинированную форму, тем
самым ограничивали свое воздействие на массы, с
одной стороны, а с
другойотграничивали себя от ее влияния извне, хотя общеизвестно, что
опера и балет своими истоками имеют народные песни и танцы. Высокие
формы культуры легче поддерживать искусственно, культивируя их, что и
дает им возможность сохраняться почти в первозданном виде.
В то же время в любой культуре всегда присутствует
повседневная,
низовая, культура, носителем и потребителем которой выступают
народные массы. В силу своей открытости эта культура всегда была менее
устойчивой и подверженной изменениям. В этом смысле карнавал как одна
из форм смеховой культуры с самого начала был выражением такой
низовой культуры. Его смысл заключался в высмеивании элитарной
культуры как бы
через ее выворачивание наизнанку. В карнавале
представители низовой культуры (шуты, скоморохи) выходят на первый
план, временно становясь героями культуры, показывая, как в зеркале, ее
оборотные стороны.
Прежде всего необходимо выделить внешний (предметный) вид
культуры, организованный по принципу материального существования,
где совокупность материальных ценностей образует материальную
способствовала    выбору    другого    типа    культуры,   нежели     в
Средиземноморье или на Древнем Востоке. Бесписьменные традиционные
культуры ориентированы на повторное воспроизведение уже
существующего, а письменные – на постоянное создание нового. Для
культур традиционного типа оказываются весьма малоценны
бесчисленные события: войны, стихийные бедствия, открытия,
достижения. “Нет новостей – хорошие новости” – в этом пафос древней
мудрости.
   В культурологическом анализе следует учитывать неоднородность
культуры как по “вертикали”, так и по “горизонтали”. В истории культур
переход к классовому обществу влечет за собой расслоение
синкретической первобытной культуры и формирование по меньшей мере
двух субкультур в единой культуре – официальной (господствующей,
профессиональной, высокой) и народной, пространства которых
существенно различаются. Социальная неоднородность ведет к тому, что в
любой культуре присутствуют различные ее уровни – так называемая
низовая (народная) культура и высокая культура. Высокая культура – это
духовная, абстрактная, удаленная от реальной повседневности, а низовая,
напротив, телесная, конкретная, и ее субъектом является народ. Высокая
культура для своего восприятия требует определенной подготовки и
образованности, поэтому ее аудитория всегда ограничена и элитарна, так
как жизненные обстоятельства дают возможность не всем людям
приобщаться к ее ценностям. Но разрыв между ними в рамках единого
этноса всегда был относителен, и они часто переплетались друг с другом.
Просто ценности высокой культуры, приняв рафинированную форму, тем
самым ограничивали свое воздействие на массы, с одной стороны, а с
другой – отграничивали себя от ее влияния извне, хотя общеизвестно, что
опера и балет своими истоками имеют народные песни и танцы. Высокие
формы культуры легче поддерживать искусственно, культивируя их, что и
дает им возможность сохраняться почти в первозданном виде.
   В то же время в любой культуре всегда присутствует повседневная,
низовая, культура, носителем и потребителем которой выступают
народные массы. В силу своей открытости эта культура всегда была менее
устойчивой и подверженной изменениям. В этом смысле карнавал как одна
из форм смеховой культуры с самого начала был выражением такой
низовой культуры. Его смысл заключался в высмеивании элитарной
культуры как бы через ее выворачивание наизнанку. В карнавале
представители низовой культуры (шуты, скоморохи) выходят на первый
план, временно становясь героями культуры, показывая, как в зеркале, ее
оборотные стороны.
   Прежде всего необходимо выделить внешний (предметный) вид
культуры, организованный по принципу материального существования,
где совокупность материальных ценностей образует материальную


                                  58