Культурология. Волкова Р.А. - 60 стр.

UptoLike

Составители: 

60
содержания, которым обладает тот или иной народ и его культура, то есть
речь идет о целой системе культурных феноменов как предметно-
материального, так и духовного характера. Формирование культурной
картины мира начинается в древности, когда архаическая культура
утрачивает свой синкретический характер, становясь все более
разнообразной и приобретая различные измерения: природное
человеческое
, предметноеличностное, земноенебесное, материальное
духовное, эмоциональноерациональное. Эти измерения закреплялись в
религиозных и светских представлениях человека о его месте и роли в
мире. Так, постепенно, шаг за шагом, формировалась культурная картина
мира в представлениях наших далеких предков. Они в своем проявлении
очень пестрые и мозаичные в мировом культурном пространстве
и зависят
от многих факторов. Тем не менее существует как быкаркаскультурной
картины мира, состоящий из обычаев и норм, ценностей и традиций,
идеалов и верований, обрядов и ритуалов (Более подробно на этом мы
останавливались в предыдущей лекции).
Картина мира реально существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая своими вещными
формами, своей
символикой, традициями, идеалами, установками и, наконец, образом
мысли, то есть менталитетом. Менталитет (ментальность) в переводе с
французского языка означает особый склад мышления и психики. По
мнению ученых, это некий общий духовный настрой, фундаментальные
устойчивые структуры сознания людей, другими словами, это
совокупность социально-психологических установок и верований
личности и общества
, определяющих мировоззрение, характер ценностей и
идеалов. Менталитет (ментальность) – это глубинные структуры культуры,
исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих
поколений людей а потому представляющие собой наиболее общее
содержание различных исторических эпох. В отличие от идеологии
менталитетто общее, что объединяет сознательное и бессознательное,
рациональное и интуитивное, общественное и
индивидуальное,
теоретическое и практическое.
Менталитет формируется не только на уровне сознания, но и
подсознания, рождаясь как из природных данных, так и социально
обусловленных компонентов. В этой связи особое значение приобретает
социально-психологическая концепция К.Юнга об архетипах. Он открыл
изначальные культурные истоки бессознательного того или иного этноса, и
тогда история
культуры предстала как осуществление бессознательных
основ человеческой души. Оказывается, многим людям во снах являются
одни и те же загадочные символические образы, не являющиеся продуктом
их воображения или сознательного изобретения. Поэтому он пришел к
выводу, что их происхождение носит бессознательный характер, а истоки
лежат в архаике, в коллективном психическом опыте, когда только
еще
содержания, которым обладает тот или иной народ и его культура, то есть
речь идет о целой системе культурных феноменов как предметно-
материального, так и духовного характера. Формирование культурной
картины мира начинается в древности, когда архаическая культура
утрачивает свой синкретический характер, становясь все более
разнообразной и приобретая различные измерения: природное –
человеческое, предметное – личностное, земное – небесное, материальное
– духовное, эмоциональное – рациональное. Эти измерения закреплялись в
религиозных и светских представлениях человека о его месте и роли в
мире. Так, постепенно, шаг за шагом, формировалась культурная картина
мира в представлениях наших далеких предков. Они в своем проявлении
очень пестрые и мозаичные в мировом культурном пространстве и зависят
от многих факторов. Тем не менее существует как бы “каркас” культурной
картины мира, состоящий из обычаев и норм, ценностей и традиций,
идеалов и верований, обрядов и ритуалов (Более подробно на этом мы
останавливались в предыдущей лекции).
   Картина мира реально существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей
символикой, традициями, идеалами, установками и, наконец, образом
мысли, то есть менталитетом. Менталитет (ментальность) в переводе с
французского языка означает особый склад мышления и психики. По
мнению ученых, это некий общий духовный настрой, фундаментальные
устойчивые структуры сознания людей, другими словами, это
совокупность социально-психологических установок и верований
личности и общества, определяющих мировоззрение, характер ценностей и
идеалов. Менталитет (ментальность) – это глубинные структуры культуры,
исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих
поколений людей а потому представляющие собой наиболее общее
содержание различных исторических эпох. В отличие от идеологии
менталитет – то общее, что объединяет сознательное и бессознательное,
рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное,
теоретическое и практическое.
   Менталитет формируется не только на уровне сознания, но и
подсознания, рождаясь как из природных данных, так и социально
обусловленных компонентов. В этой связи особое значение приобретает
социально-психологическая концепция К.Юнга об архетипах. Он открыл
изначальные культурные истоки бессознательного того или иного этноса, и
тогда история культуры предстала как осуществление бессознательных
основ человеческой души. Оказывается, многим людям во снах являются
одни и те же загадочные символические образы, не являющиеся продуктом
их воображения или сознательного изобретения. Поэтому он пришел к
выводу, что их происхождение носит бессознательный характер, а истоки
лежат в архаике, в коллективном психическом опыте, когда только еще


                                  60