Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

25
ние получило научное обоснование. Правда, в первых опытах
научного изложения истории гонений вопрос их возникновения
не получал проблемной постановки. Со ссылкой на раннехри-
стианских авторов причины гонений излагались единообразно
12
.
По мере обретения церковной историографией научного статуса
выяснение причин возникновения гонений становится обяза-
тельной аналитической частью церковно-исторических работ.
А.П. Лебедев выделял три группы причин, приведших к
возникновению гонений: государственные, религиозные и обще-
ственные. Прежде всего, христианство было несовместимо «с
господствующими языческими идеями о государственной вла-
сти», поскольку не
исполняло главного условия, на котором по-
коилась толерантность римского государствапочитания рим-
ских богов и выполнения требований государственного культа.
Поэтому оно рассматривалось со стороны властей как преступ-
ление религиозное и политическое
13
. Под религиозными причи-
нами гонений А.П. Лебедев понимал то противоречие, в котором
находилось христианство с римскими представлениями о рели-
гии. Его внешние черты (вненациональный, универсальный ха-
рактер, отсутствие внешних атрибутов культа) не давали воз-
можности государственным властям судить о нем как религии и
уравнивать с прочими культами
14
.
Главный источник гонений, по мнению А.П. Лебедева, ко-
ренился в отношении разных слоев языческого общества к хри-
стианам. Император считал их плохими верноподданными, пред-
ставители интеллигенции и администрации смотрели на них как
на врагов цивилизации, народ считал христиан причиной обще-
ственных несчастий, полагая, что боги гневаются на распростра-
нение
этого «нечестия». В итоге «правительство лишь утвержда-
12
Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение церкви в первые три века христи-
анства // Христианское чтение. 1859. Ч. II. С. 140–146; Терновский Ф.А., Тер-
новский С.А. Три первые века христианства. (Опыт руководства по церковной
истории). Киев, 1878. С. 230.
13
Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 7–19.
14
Там же. С. 22–26.
26
ло своим авторитетом то, инициатива чего принадлежала народ-
ной толпе»
15
.
Решение вопроса о причинах возникновения гонений
А.П. Лебедевым отражало уровень его осмысления в церковной
историографии середины ХIХ в.: политический аспект гонений,
который в конце ХIХ в. историки будут считать определяющим
фактором, рассматривался среди прочих (общественных, религи-
озных); религиозные и государственные причины искусственно
разделялись, хотя, по сути, проистекали
из общего основания
государственного характера римской религии; за «обществен-
ным» фактором признавалась ведущая роль.
В.В. Болотов при выяснении причин возникновения гоне-
ний стремился совместить церковно-историографическую тра-
дицию и результаты новейших зарубежных исследований. С од-
ной стороны, он признавал определяющее влияние «обществен-
ного фактора» (отношение простого народа, правительства и
интеллигенции
) на судьбу христианства в Римской империи. С
другой стороны, не придавал ему «причинного» значения. Нена-
висть языческого общества не являлась достаточным основани-
ем для возбуждения юридических процессов, а между тем гоне-
ния на христиан были облечены в форму судебного приговора,
совершавшегося строго по закону. В развитии этого положения
В.В.
Болотов опирался на статью Т. Моммзена, названную им
«эпохой в исторической литературе о положении христиан в
Римской империи»
16
. Исследуя положение христианства в Рим-
ской империи с позиции норм римского религиозного права,
Моммзен приходил к заключению, что гонения на христиан но-
сили строгий государственно-юридический характер и как тако-
вые начались со второй половины III в. Отталкиваясь от этого
тезиса, В.В. Болотов обратился к характеристике «римской ре-
лигиозной поверхности»,
представляющей сплав религиозных,
национальных и государственно-правовых воззрений и принци-
пов жизни римского общества. Такие черты римской религиоз-
ности, как «консерватизм», «формализм» и «внешний» способ ее
15
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 32–34.
16
См. сноску у Болотова: Der Religionsfrevel nach romischen Reich // Historische
Zeitschrift, 1890. (Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 13).
ние получило научное обоснование. Правда, в первых опытах                       ло своим авторитетом то, инициатива чего принадлежала народ-
научного изложения истории гонений вопрос их возникновения                      ной толпе»15.
не получал проблемной постановки. Со ссылкой на раннехри-                             Решение вопроса о причинах возникновения гонений
стианских авторов причины гонений излагались единообразно12.                    А.П. Лебедевым отражало уровень его осмысления в церковной
По мере обретения церковной историографией научного статуса                     историографии середины ХIХ в.: политический аспект гонений,
выяснение причин возникновения гонений становится обяза-                        который в конце ХIХ в. историки будут считать определяющим
тельной аналитической частью церковно-исторических работ.                       фактором, рассматривался среди прочих (общественных, религи-
      А.П. Лебедев выделял три группы причин, приведших к                       озных); религиозные и государственные причины искусственно
возникновению гонений: государственные, религиозные и обще-                     разделялись, хотя, по сути, проистекали из общего основания –
ственные. Прежде всего, христианство было несовместимо «с                       государственного характера римской религии; за «обществен-
господствующими языческими идеями о государственной вла-                        ным» фактором признавалась ведущая роль.
сти», поскольку не исполняло главного условия, на котором по-                         В.В. Болотов при выяснении причин возникновения гоне-
коилась толерантность римского государства – почитания рим-                     ний стремился совместить церковно-историографическую тра-
ских богов и выполнения требований государственного культа.                     дицию и результаты новейших зарубежных исследований. С од-
Поэтому оно рассматривалось со стороны властей как преступ-                     ной стороны, он признавал определяющее влияние «обществен-
ление религиозное и политическое13. Под религиозными причи-                     ного фактора» (отношение простого народа, правительства и
нами гонений А.П. Лебедев понимал то противоречие, в котором                    интеллигенции) на судьбу христианства в Римской империи. С
находилось христианство с римскими представлениями о рели-                      другой стороны, не придавал ему «причинного» значения. Нена-
гии. Его внешние черты (вненациональный, универсальный ха-                      висть языческого общества не являлась достаточным основани-
рактер, отсутствие внешних атрибутов культа) не давали воз-                     ем для возбуждения юридических процессов, а между тем гоне-
можности государственным властям судить о нем как религии и                     ния на христиан были облечены в форму судебного приговора,
уравнивать с прочими культами14.                                                совершавшегося строго по закону. В развитии этого положения
      Главный источник гонений, по мнению А.П. Лебедева, ко-                    В.В. Болотов опирался на статью Т. Моммзена, названную им
ренился в отношении разных слоев языческого общества к хри-                     «эпохой в исторической литературе о положении христиан в
стианам. Император считал их плохими верноподданными, пред-                     Римской империи»16. Исследуя положение христианства в Рим-
ставители интеллигенции и администрации смотрели на них как                     ской империи с позиции норм римского религиозного права,
на врагов цивилизации, народ считал христиан причиной обще-                     Моммзен приходил к заключению, что гонения на христиан но-
ственных несчастий, полагая, что боги гневаются на распростра-                  сили строгий государственно-юридический характер и как тако-
нение этого «нечестия». В итоге «правительство лишь утвержда-                   вые начались со второй половины III в. Отталкиваясь от этого
                                                                                тезиса, В.В. Болотов обратился к характеристике «римской ре-
                                                                                лигиозной поверхности», представляющей сплав религиозных,
                                                                                национальных и государственно-правовых воззрений и принци-
   12
      Ср.: Чельцов И.В. Внешнее положение церкви в первые три века христи-
                                                                                пов жизни римского общества. Такие черты римской религиоз-
анства // Христианское чтение. 1859. Ч. II. С. 140–146; Терновский Ф.А., Тер-   ности, как «консерватизм», «формализм» и «внешний» способ ее
новский С.А. Три первые века христианства. (Опыт руководства по церковной
                                                                                   15
истории). Киев, 1878. С. 230.                                                         Лебедев А.П. Указ. соч. С. 32–34.
   13                                                                              16
      Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 7–19.                                            См. сноску у Болотова: Der Religionsfrevel nach romischen Reich // Historische
   14
      Там же. С. 22–26.                                                         Zeitschrift, 1890. (Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 13).

                                     25                                                                                 26