Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

27
выражения (не внутреннее убеждение, а культ были ее центром),
неизбежно приводили к столкновению с христианством на рели-
гиозной почве. Отсюда «новость» христианства, его исключи-
тельность, вненациональный и «прозелитирующий» характер,
были антипатичны римскому религиозному чувству и вели к
конфликту с государственными постановлениями
17
.
В.В. Болотов подчеркивал, что главным препятствием к
свободному существованию для христиан в Римской империи
являлась сама Церковь, как юридически определенное понятие.
С точки зрения римского права христианская церковь была col-
legium или licitum, или illicitum. Римское государство признава-
ло определенные виды коллегий, среди которых особым покро-
вительством пользовались «погребальные коллегии» (collegia
funeraticia). Христианским общинам
легко было усвоить их пра-
ва ввиду некоторого внешнего сходства. Письменные свидетель-
ства об этом сближении начинаются с середины II в. Но «погре-
бальные коллегии», хотя и служили удобным институтом для
существования христианских общин, не были гарантией их ле-
гальности
18
. Когда примерно с середины III в. для правительства
открывается истинное значение христианских общин как об-
ществ, отделенных от государства, этим устанавливаются фор-
мальные основания для преследования христианства, которые
Болотов считал главными в истории гонений. Для преследова-
ния христиан как членов «недозволенной коллегии» не требова-
лось издавать особых законов: «полиции достаточно было
знать,
как относится к ним верховная власть»
19
.
В.В. Болотов выделял три вида юридических обвинений
против христиан: 1) из подозрения в магии и колдовстве; 2) за
отказ от почитания языческих богов (sacrilegium – преступление
против религии), опровергнуть которое можно было только при-
несением жертвы богам; 3) преступление против религии пере-
ходило в преступление против власти (crimen laesae majestatis)
17
Болотов В.В. Указ. соч. С. 19–21.
18
Там же. С. 25–29; Ср.: Спасский А.А. Лекции по истории древней церкви.
С. 57; Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт.
Пг., 1916. С. 126–127.
19
Болотов В.В. Указ. соч. С. 14–15.
28
либо в «оскорбление величества» в узком смысле (impietas), ос-
корбление императора
20
. Все эти обвинения возникали из несо-
вместимости христианства с принципами римского законода-
тельства о религии. Таким образом, гонения не были массовыми
избиениями и производились на юридических основаниях, а их
сила и характер в разные периоды истории определялись разно-
образными социально-политическими обстоятельствами.
Согласование традиционного подхода, объяснявшего воз-
никновение гонений из
ненависти языческого общества и новей-
шего положения зарубежной историографии об их юридическом
характере, в концепции В.В. Болотова достигалось при помощи
тезиса о неравномерности гонений на протяжении конца I – нача-
ла IV вв. Сначала против христиан выступал народ при равноду-
шии интеллигенции и сдерживаемый государственной властью,
потомгосударство при неопределенном отношении интелли-
генции
. Только при Диоклетиане осуществляется совокупное
действие трех сил, но это был уже «предсмертный удар умираю-
щего язычества христианству»
21
. В подобной динамике В.В. Бо-
лотов как церковный историк видел промыслительное значение:
силы, выступавшие против христианства, как бы умиряли друг
друга взаимным противодействием, что дало ему возможность
окрепнуть и выстоять в решающей борьбе.
Проблема отношений христианской церкви и римского го-
сударства в I–II вв. в связи с вопросом о гонениях
стала цен-
тральным предметом полемики между антиковедом и византи-
нистом Ю.А. Кулаковским и редакцией издания «Труды Киев-
ской Духовной академии» в 1891–1893 гг. Основываясь на по-
ложениях указанной статьи Т. Моммзена, Ю.А. Кулаковский
попытался доказать, что христианство в Римской империи на
протяжении первых двух веков существовало совершенно сво-
бодно. Гонений
в I–II вв. как таковых не было, христианские му-
ченичества этого периода есть результат стихийных выступле-
ний народа и злоупотреблений администрации. Отталкиваясь от
тезиса о государственном характере римской религии, Ю.А. Ку-
20
Болотов В.В. Указ. соч. С. 30–37.
21
Там же. С. 44.
выражения (не внутреннее убеждение, а культ были ее центром),                   либо в «оскорбление величества» в узком смысле (impietas), ос-
неизбежно приводили к столкновению с христианством на рели-                     корбление императора20. Все эти обвинения возникали из несо-
гиозной почве. Отсюда «новость» христианства, его исключи-                      вместимости христианства с принципами римского законода-
тельность, вненациональный и «прозелитирующий» характер,                        тельства о религии. Таким образом, гонения не были массовыми
были антипатичны римскому религиозному чувству и вели к                         избиениями и производились на юридических основаниях, а их
конфликту с государственными постановлениями17.                                 сила и характер в разные периоды истории определялись разно-
      В.В. Болотов подчеркивал, что главным препятствием к                      образными социально-политическими обстоятельствами.
свободному существованию для христиан в Римской империи                               Согласование традиционного подхода, объяснявшего воз-
являлась сама Церковь, как юридически определенное понятие.                     никновение гонений из ненависти языческого общества и новей-
С точки зрения римского права христианская церковь была col-                    шего положения зарубежной историографии об их юридическом
legium или licitum, или illicitum. Римское государство признава-                характере, в концепции В.В. Болотова достигалось при помощи
ло определенные виды коллегий, среди которых особым покро-                      тезиса о неравномерности гонений на протяжении конца I – нача-
вительством пользовались «погребальные коллегии» (collegia                      ла IV вв. Сначала против христиан выступал народ при равноду-
funeraticia). Христианским общинам легко было усвоить их пра-                   шии интеллигенции и сдерживаемый государственной властью,
ва ввиду некоторого внешнего сходства. Письменные свидетель-                    потом – государство при неопределенном отношении интелли-
ства об этом сближении начинаются с середины II в. Но «погре-                   генции. Только при Диоклетиане осуществляется совокупное
бальные коллегии», хотя и служили удобным институтом для                        действие трех сил, но это был уже «предсмертный удар умираю-
существования христианских общин, не были гарантией их ле-                      щего язычества христианству»21. В подобной динамике В.В. Бо-
гальности18. Когда примерно с середины III в. для правительства                 лотов как церковный историк видел промыслительное значение:
открывается истинное значение христианских общин как об-                        силы, выступавшие против христианства, как бы умиряли друг
ществ, отделенных от государства, этим устанавливаются фор-                     друга взаимным противодействием, что дало ему возможность
мальные основания для преследования христианства, которые                       окрепнуть и выстоять в решающей борьбе.
Болотов считал главными в истории гонений. Для преследова-                            Проблема отношений христианской церкви и римского го-
ния христиан как членов «недозволенной коллегии» не требова-                    сударства в I–II вв. в связи с вопросом о гонениях стала цен-
лось издавать особых законов: «полиции достаточно было знать,                   тральным предметом полемики между антиковедом и византи-
как относится к ним верховная власть»19.                                        нистом Ю.А. Кулаковским и редакцией издания «Труды Киев-
      В.В. Болотов выделял три вида юридических обвинений                       ской Духовной академии» в 1891–1893 гг. Основываясь на по-
против христиан: 1) из подозрения в магии и колдовстве; 2) за                   ложениях указанной статьи Т. Моммзена, Ю.А. Кулаковский
отказ от почитания языческих богов (sacrilegium – преступление                  попытался доказать, что христианство в Римской империи на
против религии), опровергнуть которое можно было только при-                    протяжении первых двух веков существовало совершенно сво-
несением жертвы богам; 3) преступление против религии пере-                     бодно. Гонений в I–II вв. как таковых не было, христианские му-
ходило в преступление против власти (crimen laesae majestatis)                  ченичества этого периода есть результат стихийных выступле-
                                                                                ний народа и злоупотреблений администрации. Отталкиваясь от
   17
       Болотов В.В. Указ. соч. С. 19–21.                                        тезиса о государственном характере римской религии, Ю.А. Ку-
   18
       Там же. С. 25–29; Ср.: Спасский А.А. Лекции по истории древней церкви.
С. 57; Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт.
                                                                                  20
Пг., 1916. С. 126–127.                                                                 Болотов В.В. Указ. соч. С. 30–37.
    19                                                                            21
       Болотов В.В. Указ. соч. С. 14–15.                                               Там же. С. 44.

                                     27                                                                                28