ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
ных богов, совершавшееся на средства государства его предста-
вителями; 2) все гражданское и уголовное право римлян разви-
валось из права сакрального, следовательно, имело характер са-
кральный. В эпоху принципата в государственный культ был
включен новый религиозный момент – обоготворение импера-
торов, имевшее большое значение в истории борьбы Рима с хри-
стианством. Воздавать религиозные
почести императору было
религиозным и гражданским долгом каждого гражданина. Отказ
от церемонии был одновременно преступлением и против рели-
гии, и против императора, и против римского народа
27
. Послед-
ний аспект римского религиозно-правового сознания подчерки-
вался церковными историками в качестве его непримиримой
оппозиции христианству
28
.
Таким образом, тезис Ю.А. Кулаковского о «видимости го-
нений за имя» был последовательно опровергнут с помощью уже
обоснованного к концу ХIХ в. положения церковной историогра-
фии о государственно-религиозных причинах гонений на христи-
ан в Римской империи.
Примечательно, что центральная тема полемики, возник-
шая из статьи Т. Моммзена,
имела дальнейшее продолжение в
церковно-исторической литературе. Тезис о религиозно-юриди-
ческих причинах гонений на христиан и их существенном раз-
личии в I–II и III–IV вв. получил фундаментальное обоснование
в лекциях В.В. Болотова и А.А. Спасского. При этом было дока-
зано положение, противоположное утверждаемому Ю.А. Кула-
ковским: гонения при различии
их мотивов и интенсивности в I–
II и III–IV вв. являлись фактом повсеместным и непрекращаю-
щимся, покоящимся на почве римского религиозного законода-
тельства, христиане терпели за веру независимо от формы пре-
следования
29
.
Рассматриваемая полемика показала, что к концу ХIХ в. в
трудах церковных историков оформилась концепция истории
гонений. В данной связи необходимо заметить, что «скептиче-
27
Христианская церковь… С. 29–32, 37–41.
28
См.: Лебедев А.П. Указ. соч. С. 17–19; Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 32–
37.
29
См.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 25–60; Спасский А.А. Лекции… С. 43–75.
32
ский» взгляд на нее существовал и до Ю.А. Кулаковского. За
пятнадцать лет до указанной полемики в труде профессора ка-
нонического права Киевской духовной академии П. Лашкарева
«Отношение римского государства к религии вообще и к хри-
стианству в особенности (до Константина Великого включи-
тельно)»
30
доказывалось, что гонения на христиан были явле-
ниями случайными, провоцировались личными негативными
качествами императоров, и даже с середины III в., за исключе-
нием гонения Диоклетиана, римское правительство, не задава-
лось целью «о поголовном истреблении всех последователей
христианства»
31
. Слабая научная аргументация и противоречие
отдельных утверждений П. Лашкарева традиционной концепции
истории гонений привели к тому, что работа была раскритико-
вана
32
, и высказанная в ней точка зрения не нашла продолжения
в отечественной историографии.
Таким образом, на примере восприятия историками церк-
ви воззрений П. Лашкарева и Ю.А. Кулаковского мы можем ут-
верждать, что церковно-историческая концепция истории гоне-
ний, основными своими посылками уходящая в традицию древ-
ней церковной историографии и получившая
научное обоснова-
ние во второй половине ХIХ в., была в отечественной науке ав-
торитетной и практически общепризнанной.
В начале ХХ в. ее научное обоснование было продолжено
А.А. Спасским, поставившим вопрос о причинах гонений на но-
вый аналитический уровень. Историк выделил три группы при-
чин гонений: общественные, государственно-религиозные и
по-
литические
33
. Рассуждая об общественных причинах гонений, он
подчеркивал, что наиболее трагические столкновения, о неиз-
бежности которых говорит Евангелие (Мф. 10, 37; Лк. 12, 51–
53), происходили в семье. Непонимание и неприязнь на религи-
30
Лашкарев П. Отношение римского государства к религии вообще и к
христианству в особенности (до Константина Великого включительно). Киев,
1876.
31
Там же. С. 42.
32
Отзыв проф. Бердникова на сочинение Лашкарева // Протоколы Казан-
ской Духовной академии. 1896. С. 223; Отзыв Ковальницкого о сочинении Лаш-
карева // Труды Киевской Духовной академии. Протоколы. 1894/95 гг. С. 345.
33
Спасский А.А. Лекции… С. 7–8.
ных богов, совершавшееся на средства государства его предста- ский» взгляд на нее существовал и до Ю.А. Кулаковского. За вителями; 2) все гражданское и уголовное право римлян разви- пятнадцать лет до указанной полемики в труде профессора ка- валось из права сакрального, следовательно, имело характер са- нонического права Киевской духовной академии П. Лашкарева кральный. В эпоху принципата в государственный культ был «Отношение римского государства к религии вообще и к хри- включен новый религиозный момент – обоготворение импера- стианству в особенности (до Константина Великого включи- торов, имевшее большое значение в истории борьбы Рима с хри- тельно)»30 доказывалось, что гонения на христиан были явле- стианством. Воздавать религиозные почести императору было ниями случайными, провоцировались личными негативными религиозным и гражданским долгом каждого гражданина. Отказ качествами императоров, и даже с середины III в., за исключе- от церемонии был одновременно преступлением и против рели- нием гонения Диоклетиана, римское правительство, не задава- гии, и против императора, и против римского народа27. Послед- лось целью «о поголовном истреблении всех последователей ний аспект римского религиозно-правового сознания подчерки- христианства»31. Слабая научная аргументация и противоречие вался церковными историками в качестве его непримиримой отдельных утверждений П. Лашкарева традиционной концепции оппозиции христианству28. истории гонений привели к тому, что работа была раскритико- Таким образом, тезис Ю.А. Кулаковского о «видимости го- вана32, и высказанная в ней точка зрения не нашла продолжения нений за имя» был последовательно опровергнут с помощью уже в отечественной историографии. обоснованного к концу ХIХ в. положения церковной историогра- Таким образом, на примере восприятия историками церк- фии о государственно-религиозных причинах гонений на христи- ви воззрений П. Лашкарева и Ю.А. Кулаковского мы можем ут- ан в Римской империи. верждать, что церковно-историческая концепция истории гоне- Примечательно, что центральная тема полемики, возник- ний, основными своими посылками уходящая в традицию древ- шая из статьи Т. Моммзена, имела дальнейшее продолжение в ней церковной историографии и получившая научное обоснова- церковно-исторической литературе. Тезис о религиозно-юриди- ние во второй половине ХIХ в., была в отечественной науке ав- ческих причинах гонений на христиан и их существенном раз- торитетной и практически общепризнанной. личии в I–II и III–IV вв. получил фундаментальное обоснование В начале ХХ в. ее научное обоснование было продолжено в лекциях В.В. Болотова и А.А. Спасского. При этом было дока- А.А. Спасским, поставившим вопрос о причинах гонений на но- зано положение, противоположное утверждаемому Ю.А. Кула- вый аналитический уровень. Историк выделил три группы при- ковским: гонения при различии их мотивов и интенсивности в I– чин гонений: общественные, государственно-религиозные и по- II и III–IV вв. являлись фактом повсеместным и непрекращаю- литические33. Рассуждая об общественных причинах гонений, он щимся, покоящимся на почве римского религиозного законода- подчеркивал, что наиболее трагические столкновения, о неиз- тельства, христиане терпели за веру независимо от формы пре- бежности которых говорит Евангелие (Мф. 10, 37; Лк. 12, 51– следования29. 53), происходили в семье. Непонимание и неприязнь на религи- Рассматриваемая полемика показала, что к концу ХIХ в. в 30 трудах церковных историков оформилась концепция истории Лашкарев П. Отношение римского государства к религии вообще и к христианству в особенности (до Константина Великого включительно). Киев, гонений. В данной связи необходимо заметить, что «скептиче- 1876. 31 Там же. С. 42. 27 32 Христианская церковь… С. 29–32, 37–41. Отзыв проф. Бердникова на сочинение Лашкарева // Протоколы Казан- 28 См.: Лебедев А.П. Указ. соч. С. 17–19; Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 32– ской Духовной академии. 1896. С. 223; Отзыв Ковальницкого о сочинении Лаш- 37. карева // Труды Киевской Духовной академии. Протоколы. 1894/95 гг. С. 345. 29 33 См.: Болотов В.В. Указ. соч. С. 25–60; Спасский А.А. Лекции… С. 43–75. Спасский А.А. Лекции… С. 7–8. 31 32
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »