Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

33
озно-бытовой почве естественно перерастали в ненависть не
только к христианам, но и к христианству. Сфера частной жизни
была неотделима от общественной, и обе они освещались рели-
гиозными праздниками и действиями. От последних прежде все-
го отказывались христиане, отрекаясь тем самым и от общест-
венных связей. Ненависть язычников к христианам была
понят-
на и неизбежна. Но случаи народной расправы рассматривались
римской администрацией как нетерпимый в благоустроенном
обществе беспорядок. Христианство преследовалось не потому,
что его ненавидело общество, а потому, что оно оказывалось в
противоречии с религиозным законодательством Рима. Таким
образом, положение христианства определялось правовым стро-
ем Римской империи, поскольку именно он обусловливал
собой
религиозную жизнь граждан
34
. Подобное утверждение преодо-
левало известный стереотип церковной историографии о веду-
щем значении «общественных» причин гонений на христиан и
вместе с тем подтверждало положение, сформулированное
В.В. Болотовым, об их государственно-юридическом характере.
Разворачивая традиционный для церковной историогра-
фии тезис о государственном характере римской религии и ее
полном совпадении с культом,
А.А. Спасский замечал, что рим-
ская религиозная терпимость имела свои пределы, и более того,
покоилась на законодательстве о религии, строго контролируе-
мом государством
35
. Римское государство, в принципе индиффе-
рентно относившееся к личным убеждениям подданных, требо-
вало не веры, а участия в установленных государством церемо-
ниях. Именно поэтому основной принцип римской религиозной
политикиохрана государственного значения римской нацио-
нальной религии и обязательность ее для всех подданных неза-
висимо от их религиозных убеждений, – ставил христиан
вне
закона Римской империи. Христианство сталкивалось с право-
вым порядком империи по трем пунктам: а) христиане были
34
Там же. С. 24–28.
35
Там же. С. 28–31. Подробное исследование государственного характера
римской религии было предпринято И.С. Бердниковым: Государственное по-
ложение религии в римско-византийской империи. Т. 1. Государственное по-
ложение религии в римской империи (до Константина Великого). Казань, 1881.
34
противники государственной религии и подлежали наказанию за
отказ служить отечественным богам (sacrilegium); б) христиане
были противниками культа цезарей и рассматривались как пре-
ступники против его власти (impietas); в) христиане были чле-
нами опасного для государства религиозного общества и при-
влекались к наказанию как враги государства и политические
преступники. Все эти обвинения вытекали из
самой сущности
христианства
36
.
Не высказав принципиально новых суждений о причинах
гонений, А.А. Спасский уточнил их содержание в контексте ре-
лигиозно-правового статуса христианства в Римской империи,
что позволило скорректировать некоторые положения. В част-
ности, было доказано, что обвинения в «оскорблении величия
римского народа» или его главыимператора применялись к
христианам очень редко,
хотя известны уже с конца I в. Дело в
том, что прямого запрета христианства культ цезарей не предпо-
лагалон карал христиан как людей, виновных в impietas. Нака-
зывались не убеждения, а действияотказ продемонстрировать
почести перед статуей императора. Пока христианин не был по-
ставлен в эти жесткие физические условия, он был свободен
37
.
Также был пересмотрен вопрос о преследовании христи-
анской церкви как института, отделенного от государства.
А.А. Спасский подчеркивал, что до второй половины III в. нет
несомненных фактов применения к христианам закона о тайных
обществах. Только гонения Деция, Валериана и Диоклетиана,
исходившие из представления о христианстве как политическом
преступлении, уничтожали его общественную
организацию. Та-
ким образом, уголовное право о политических преступлениях
действовало только в исключительных случаях со второй поло-
вины III в. и не оказывало существенного влияния на положение
церкви
38
.
В результате главным источником определения юридиче-
ского статуса христиан в Римской империи Спасский называл
пункт «а», где христианство и римское государство сталкива-
36
Спасский А.А. Указ. соч. С. 62.
37
Там же. С. 66–67.
38
Там же. С. 65.
озно-бытовой почве естественно перерастали в ненависть не                    противники государственной религии и подлежали наказанию за
только к христианам, но и к христианству. Сфера частной жизни                отказ служить отечественным богам (sacrilegium); б) христиане
была неотделима от общественной, и обе они освещались рели-                  были противниками культа цезарей и рассматривались как пре-
гиозными праздниками и действиями. От последних прежде все-                  ступники против его власти (impietas); в) христиане были чле-
го отказывались христиане, отрекаясь тем самым и от общест-                  нами опасного для государства религиозного общества и при-
венных связей. Ненависть язычников к христианам была понят-                  влекались к наказанию как враги государства и политические
на и неизбежна. Но случаи народной расправы рассматривались                  преступники. Все эти обвинения вытекали из самой сущности
римской администрацией как нетерпимый в благоустроенном                      христианства36.
обществе беспорядок. Христианство преследовалось не потому,                        Не высказав принципиально новых суждений о причинах
что его ненавидело общество, а потому, что оно оказывалось в                 гонений, А.А. Спасский уточнил их содержание в контексте ре-
противоречии с религиозным законодательством Рима. Таким                     лигиозно-правового статуса христианства в Римской империи,
образом, положение христианства определялось правовым стро-                  что позволило скорректировать некоторые положения. В част-
ем Римской империи, поскольку именно он обусловливал собой                   ности, было доказано, что обвинения в «оскорблении величия
религиозную жизнь граждан34. Подобное утверждение преодо-                    римского народа» или его главы – императора применялись к
левало известный стереотип церковной историографии о веду-                   христианам очень редко, хотя известны уже с конца I в. Дело в
щем значении «общественных» причин гонений на христиан и                     том, что прямого запрета христианства культ цезарей не предпо-
вместе с тем подтверждало положение, сформулированное                        лагал – он карал христиан как людей, виновных в impietas. Нака-
В.В. Болотовым, об их государственно-юридическом характере.                  зывались не убеждения, а действия – отказ продемонстрировать
      Разворачивая традиционный для церковной историогра-                    почести перед статуей императора. Пока христианин не был по-
фии тезис о государственном характере римской религии и ее                   ставлен в эти жесткие физические условия, он был свободен37.
полном совпадении с культом, А.А. Спасский замечал, что рим-                       Также был пересмотрен вопрос о преследовании христи-
ская религиозная терпимость имела свои пределы, и более того,                анской церкви как института, отделенного от государства.
покоилась на законодательстве о религии, строго контролируе-                 А.А. Спасский подчеркивал, что до второй половины III в. нет
мом государством35. Римское государство, в принципе индиффе-                 несомненных фактов применения к христианам закона о тайных
рентно относившееся к личным убеждениям подданных, требо-                    обществах. Только гонения Деция, Валериана и Диоклетиана,
вало не веры, а участия в установленных государством церемо-                 исходившие из представления о христианстве как политическом
ниях. Именно поэтому основной принцип римской религиозной                    преступлении, уничтожали его общественную организацию. Та-
политики – охрана государственного значения римской нацио-                   ким образом, уголовное право о политических преступлениях
нальной религии и обязательность ее для всех подданных неза-                 действовало только в исключительных случаях со второй поло-
висимо от их религиозных убеждений, – ставил христиан вне                    вины III в. и не оказывало существенного влияния на положение
закона Римской империи. Христианство сталкивалось с право-                   церкви38.
вым порядком империи по трем пунктам: а) христиане были                            В результате главным источником определения юридиче-
                                                                             ского статуса христиан в Римской империи Спасский называл
   34
     Там же. С. 24–28.                                                       пункт «а», где христианство и римское государство сталкива-
   35
     Там же. С. 28–31. Подробное исследование государственного характера
                                                                               36
римской религии было предпринято И.С. Бердниковым: Государственное по-            Спасский А.А. Указ. соч. С. 62.
                                                                               37
ложение религии в римско-византийской империи. Т. 1. Государственное по-          Там же. С. 66–67.
                                                                               38
ложение религии в римской империи (до Константина Великого). Казань, 1881.        Там же. С. 65.

                                   33                                                                               34