ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
29
лаковский указывал на ее «мертвый характер» («выражение ре-
лигии внешним образом… во множестве точно и ясно опреде-
ленных форм, культов, обычаев и обрядностей»). На этом осно-
вывалась религиозная терпимость Рима, не знавшего преследо-
ваний за веру. Запрету подвергались только противные римско-
му религиозному сознанию формы культа. В принципе же рим-
ское
государство равнодушно относилось к религиозным воз-
зрениям своих подданных и с «величавым пренебрежением» к
иудеям. Такое же отношение должно было вызвать и христиан-
ство
22
. Ю.А. Кулаковский подчеркивал, что только с середины
III в. римская власть осознала истинное значение христианства,
признала в нем политическую опасность и начала гонения, обра-
тившиеся прежде всего на церковную иерархию. Но и эти гоне-
ния не были последовательны, «благодаря частой смене импера-
торов, недочетам системы администрации, проявившимся сим-
птомам внутреннего
разложения мировой державы…»
23
.
Показательно, что Ю.А. Кулаковский доказывал «толе-
рантность» римского государства рассуждениями об особенно-
стях государственно-религиозного мировоззрения Рима, анализ
которого получал полярно противоположную трактовку в цер-
ковной историографии и служил объяснением антагонизма хри-
стианской церкви и римского государства. Отсюда главным спо-
собом критики для автора редакционной статьи «Трудов Киев-
ской
Духовной академии» стало опровержение ряда высказыва-
ний Ю.А. Кулаковского о характере римской религии и его по-
следствиях для христианства.
Во-первых, указывалось, что выражение религии внешним
образом является характерной чертой религий народов древности
и не говорит о ее «мертвом» характере, тем более не ведет к рели-
гиозному индифферентизму. Национальная исключительность
зиждилась на исключительности религиозной, и толерантность
здесь была возможна только в известных границах, «без уступки
22
Кулаковский Ю.А. Христианская церковь и римский закон (в течение двух
первых веков) // Университетские известия. 1891. № 12. С. 3–11.
23
Там же. С. 19–20, 30.
30
своего»
24
. Справедливо подчеркивалась «двуплановость» римской
религии, совмещавшей в себе как древние верования, распростра-
ненные в низших и средних классах, сохранивших «староримское
религиозное чутье» и не имеющих представлений о толерантно-
сти, так и философский религиозный скепсис, распространив-
шийся «под влиянием древних риторов и софистов»
25
, создающий
иллюзию полной религиозной терпимости Рима.
Вторым доводом в опровержении тезиса о «мертвом» и
«безразличном» характере римской религии стало разъяснение
специфики римской религиозности из общих закономерностей
политеизма. Политеизм не знает религиозной исключительно-
сти, поэтому римские национальные боги не исключали бытия
других богов – каждый народ имеет своих национальных богов.
Именно в
сущности политеизма – ключ к пониманию межрели-
гиозных отношений Рима. Присоединяя народы, Рим включал в
свой национальный культ их богов. Сенат по совещанию с кол-
легией понтификов устанавливал церемониал вновь принятых
богов. Но свобода религий ограничивалась попечением государ-
ства о римской религии. Поэтому отдельную группу составляли
национальные культы, не принятые в
римский государственный
культ. Их почитателям была предоставлена свобода, но запре-
щен прозелитизм. Римским гражданам участие в таких культах
было воспрещено
26
.
Наконец, третьим аргументом критики выступает класси-
ческое положение церковной историографии о влиянии государ-
ственного характера римской религии на статус христианства в
Римской империи. Государственный характер римской религии
уже потому служил основанием для неприятия христианства,
что происходил из двух положений: 1) основным началом госу-
дарственной жизни было общественное почитание отечествен-
24
Христианская церковь и римский закон в течение двух первых веков (Не-
сколько замечаний по поводу публичной лекции на эту тему, читанной г. Юли-
аном Кулаковским в Императорском университете св. Владимира 8 декабря
1891 г. в пользу пострадавших от неурожая) // Труды Киевской духовной ака-
демии. 1892. № 5. С. 26–28.
25
Там же. С. 36–37.
26
Там же. С. 33–35; См. о том же: Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 24.
лаковский указывал на ее «мертвый характер» («выражение ре- своего»24. Справедливо подчеркивалась «двуплановость» римской лигии внешним образом… во множестве точно и ясно опреде- религии, совмещавшей в себе как древние верования, распростра- ленных форм, культов, обычаев и обрядностей»). На этом осно- ненные в низших и средних классах, сохранивших «староримское вывалась религиозная терпимость Рима, не знавшего преследо- религиозное чутье» и не имеющих представлений о толерантно- ваний за веру. Запрету подвергались только противные римско- сти, так и философский религиозный скепсис, распространив- му религиозному сознанию формы культа. В принципе же рим- шийся «под влиянием древних риторов и софистов»25, создающий ское государство равнодушно относилось к религиозным воз- иллюзию полной религиозной терпимости Рима. зрениям своих подданных и с «величавым пренебрежением» к Вторым доводом в опровержении тезиса о «мертвом» и иудеям. Такое же отношение должно было вызвать и христиан- «безразличном» характере римской религии стало разъяснение ство22. Ю.А. Кулаковский подчеркивал, что только с середины специфики римской религиозности из общих закономерностей III в. римская власть осознала истинное значение христианства, политеизма. Политеизм не знает религиозной исключительно- признала в нем политическую опасность и начала гонения, обра- сти, поэтому римские национальные боги не исключали бытия тившиеся прежде всего на церковную иерархию. Но и эти гоне- других богов – каждый народ имеет своих национальных богов. ния не были последовательны, «благодаря частой смене импера- Именно в сущности политеизма – ключ к пониманию межрели- торов, недочетам системы администрации, проявившимся сим- гиозных отношений Рима. Присоединяя народы, Рим включал в птомам внутреннего разложения мировой державы…»23. свой национальный культ их богов. Сенат по совещанию с кол- Показательно, что Ю.А. Кулаковский доказывал «толе- легией понтификов устанавливал церемониал вновь принятых рантность» римского государства рассуждениями об особенно- богов. Но свобода религий ограничивалась попечением государ- стях государственно-религиозного мировоззрения Рима, анализ ства о римской религии. Поэтому отдельную группу составляли которого получал полярно противоположную трактовку в цер- национальные культы, не принятые в римский государственный ковной историографии и служил объяснением антагонизма хри- культ. Их почитателям была предоставлена свобода, но запре- стианской церкви и римского государства. Отсюда главным спо- щен прозелитизм. Римским гражданам участие в таких культах собом критики для автора редакционной статьи «Трудов Киев- было воспрещено26. ской Духовной академии» стало опровержение ряда высказыва- Наконец, третьим аргументом критики выступает класси- ний Ю.А. Кулаковского о характере римской религии и его по- ческое положение церковной историографии о влиянии государ- следствиях для христианства. ственного характера римской религии на статус христианства в Во-первых, указывалось, что выражение религии внешним Римской империи. Государственный характер римской религии образом является характерной чертой религий народов древности уже потому служил основанием для неприятия христианства, и не говорит о ее «мертвом» характере, тем более не ведет к рели- что происходил из двух положений: 1) основным началом госу- гиозному индифферентизму. Национальная исключительность дарственной жизни было общественное почитание отечествен- зиждилась на исключительности религиозной, и толерантность здесь была возможна только в известных границах, «без уступки 24 Христианская церковь и римский закон в течение двух первых веков (Не- сколько замечаний по поводу публичной лекции на эту тему, читанной г. Юли- аном Кулаковским в Императорском университете св. Владимира 8 декабря 1891 г. в пользу пострадавших от неурожая) // Труды Киевской духовной ака- 22 Кулаковский Ю.А. Христианская церковь и римский закон (в течение двух демии. 1892. № 5. С. 26–28. 25 первых веков) // Университетские известия. 1891. № 12. С. 3–11. Там же. С. 36–37. 23 26 Там же. С. 19–20, 30. Там же. С. 33–35; См. о том же: Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 24. 29 30
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »