Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

37
книга Деяний Святых Апостолов, историческое содержание ко-
торой считалось достоверным, свидетельствует именно о таком
положении раннехристианской церкви. Когда христианство в
лице апостола Павла столкнулось с римской администрацией, ее
представители, участвовавшие в расследовании обвинения апо-
стола иудеями, ничего не нашли в его учении, кроме «домаш-
них» иудейских споров о богопочитании
43
.
Учитывая такое положение церкви, некоторые историки
(А.П. Лебедев, Б.М. Мелиоранский) не включали Апостольский
век в историю гонений и открывали ее с конца I в. эдиктом Трая-
на. Но ряд фактов на протяжении I в. привлекал внимание ис-
следователей как своеобразное «введение» в историю гонений.
Во-первыхупоминание в биографии императора
Клав-
дия (41–54), написанной римским историком Светонием, указа о
запрете религиозных собраний иудеев в Риме, а после 44 г. – об
их выселении как «постоянно волнуемых Хрестом»
44
. Трактовки
этого сообщения как в европейской науке, так и в отечественной
расходилась в связи с прочтением имени «Хрест» (Chrestus). В
целом историки признавали, что правительство в данное время
еще не могло составить представлений о христианстве, но тогда
требовалось уточнить: приписывать ли такое написание имени
неясности свидетельства Светония, понимать под ним историче-
ского Христа и, следовательно, видеть в данном факте «первый
след прямого столкновения между императором и христианст-
вом»
45
либо под этим именем упоминается некий настоящий
бунтовщик, и тогда следует признать христианство не связан-
ным с упомянутым инцидентом. В последнем смысле рассмат-
ривал сообщение Светония Ю.А. Кулаковский
46
.
В.В. Болотов провел лингвистический анализ текста ис-
точника и пришел к выводу, что именование Chrestus, а не Chris-
tus объясняется «колебанием между древним этацизмом и новым
43
Горский А.В. История евангельская и церкви апостольской. М., 1883.
С. 506–507; Спасский А.А. ЛекцииС. 80.
44
Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М. Гаспарова. М.,
1990. Кн. 5. Гл. 25. С. 143.
45
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 46.
46
Кулаковский Ю.А. Христианская церковьС. 13.
38
итацизмом», особенностями греческого и еврейского произно-
шения и значения этих слов и что речь действительно идет
именно об Иисусе Христе. А.А. Спасский на основе сравнитель-
ного анализа нескольких свидетельств об указанном инциденте
(Светония, Иустина и Тертуллиана) подтвердил эту точку зре-
ния, показав, что латинские современники продолжали имено-
вать христиан «
хрестианами», следовательно, это было естест-
венным и для эпохи Клавдия. Оба историка считали, что свиде-
тельство Светония косвенно подтверждается событиями, опи-
санными книгой Деяний Св. Апостолов, и волнения иудеев в это
время могут быть связаны с их реакцией на «Послания» апосто-
ла Павла
47
. Впоследствии такая оценка сообщения Светония бы-
ла признана бесспорной среди историков церкви. М.Э. Поснов
писал, что эдикт Клавдия против бунтовавших в Риме иудеев
являлся реакцией властей на брожение, возникшее среди рим-
ских иудеев по поводу споров иудео- и языко-христиан, о значе-
нии Моисеева закона, и свидетельствовал о «неразделении»
римскими властями христиан и иудеев
48
.
Второй факт столкновения христианства и государствен-
ной власти в I в. – гонение на христиан при Нероне (54–68).
Церковно-историческая традиция считала избиение христиан
при Нероне первым римским и последним иудейским гонением,
а евангелиста Иоанна возможным его свидетелем, запечатлев-
шим в образах Апокалипсиса «начало тех преследований от зве-
ря (Римской империи), в которых
церковь должна была предпо-
слать ко Христу немало свидетелей верных»
49
. Кроме того, цер-
ковное предание второго века считало апостолов Петра и Павла
жертвами этого «первого великого гонения»
50
.
Практически единственным свидетельством об этом гоне-
нии было сообщение Тацита, по которому Нерон, для того чтобы
опровергнуть слухи о поджоге Рима, принялся искать виновных,
47
Болотов В.В. Указ. соч. С. 46–47; Спасский А.А. Указ. соч. С. 83–84.
48
Поснов М.Э. ИсторияС. 93.
49
Христианская церковь и римский законС.60.
50
Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Кн. III. Гл. 1; Горский А.В.
История евангельскаяС. 530.
книга Деяний Святых Апостолов, историческое содержание ко-                      итацизмом», особенностями греческого и еврейского произно-
торой считалось достоверным, свидетельствует именно о таком                     шения и значения этих слов и что речь действительно идет
положении раннехристианской церкви. Когда христианство в                        именно об Иисусе Христе. А.А. Спасский на основе сравнитель-
лице апостола Павла столкнулось с римской администрацией, ее                    ного анализа нескольких свидетельств об указанном инциденте
представители, участвовавшие в расследовании обвинения апо-                     (Светония, Иустина и Тертуллиана) подтвердил эту точку зре-
стола иудеями, ничего не нашли в его учении, кроме «домаш-                      ния, показав, что латинские современники продолжали имено-
них» иудейских споров о богопочитании43.                                        вать христиан «хрестианами», следовательно, это было естест-
      Учитывая такое положение церкви, некоторые историки                       венным и для эпохи Клавдия. Оба историка считали, что свиде-
(А.П. Лебедев, Б.М. Мелиоранский) не включали Апостольский                      тельство Светония косвенно подтверждается событиями, опи-
век в историю гонений и открывали ее с конца I в. эдиктом Трая-                 санными книгой Деяний Св. Апостолов, и волнения иудеев в это
на. Но ряд фактов на протяжении I в. привлекал внимание ис-                     время могут быть связаны с их реакцией на «Послания» апосто-
следователей как своеобразное «введение» в историю гонений.                     ла Павла47. Впоследствии такая оценка сообщения Светония бы-
      Во-первых – упоминание в биографии императора Клав-                       ла признана бесспорной среди историков церкви. М.Э. Поснов
дия (41–54), написанной римским историком Светонием, указа о                    писал, что эдикт Клавдия против бунтовавших в Риме иудеев
запрете религиозных собраний иудеев в Риме, а после 44 г. – об                  являлся реакцией властей на брожение, возникшее среди рим-
их выселении как «постоянно волнуемых Хрестом»44. Трактовки                     ских иудеев по поводу споров иудео- и языко-христиан, о значе-
этого сообщения как в европейской науке, так и в отечественной                  нии Моисеева закона, и свидетельствовал о «неразделении»
расходилась в связи с прочтением имени «Хрест» (Chrestus). В                    римскими властями христиан и иудеев48.
целом историки признавали, что правительство в данное время                           Второй факт столкновения христианства и государствен-
еще не могло составить представлений о христианстве, но тогда                   ной власти в I в. – гонение на христиан при Нероне (54–68).
требовалось уточнить: приписывать ли такое написание имени                      Церковно-историческая традиция считала избиение христиан
неясности свидетельства Светония, понимать под ним историче-                    при Нероне первым римским и последним иудейским гонением,
ского Христа и, следовательно, видеть в данном факте «первый                    а евангелиста Иоанна возможным его свидетелем, запечатлев-
след прямого столкновения между императором и христианст-                       шим в образах Апокалипсиса «начало тех преследований от зве-
вом»45 либо под этим именем упоминается некий настоящий                         ря (Римской империи), в которых церковь должна была предпо-
бунтовщик, и тогда следует признать христианство не связан-                     слать ко Христу немало свидетелей верных»49. Кроме того, цер-
ным с упомянутым инцидентом. В последнем смысле рассмат-                        ковное предание второго века считало апостолов Петра и Павла
ривал сообщение Светония Ю.А. Кулаковский46.                                    жертвами этого «первого великого гонения»50.
      В.В. Болотов провел лингвистический анализ текста ис-                           Практически единственным свидетельством об этом гоне-
точника и пришел к выводу, что именование Chrestus, а не Chris-                 нии было сообщение Тацита, по которому Нерон, для того чтобы
tus объясняется «колебанием между древним этацизмом и новым                     опровергнуть слухи о поджоге Рима, принялся искать виновных,

    43
        Горский А.В. История евангельская и церкви апостольской. М., 1883.
                                                                                   47
С. 506–507; Спасский А.А. Лекции… С. 80.                                              Болотов В.В. Указ. соч. С. 46–47; Спасский А.А. Указ. соч. С. 83–84.
    44                                                                             48
       Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М. Гаспарова. М.,         Поснов М.Э. История… С. 93.
                                                                                   49
1990. Кн. 5. Гл. 25. С. 143.                                                          Христианская церковь и римский закон… С.60.
    45                                                                             50
       Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 46.                                              Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Кн. III. Гл. 1; Горский А.В.
    46
       Кулаковский Ю.А. Христианская церковь… С. 13.                            История евангельская… С. 530.

                                     37                                                                               38