Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

39
которые были найдены среди христиан как распространителей
«зловредного суеверия», вызывавших ненависть «толпы»
51
.
Если историк не ставил целью анализировать свидетельст-
во Тацита, тогда в качестве причин гонения он называл следую-
щие: клевету и преследования иудеев, превратные представле-
ния о христианской религии среди язычников, отрицательные
черты натуры Нерона
52
.
Однако при внимательном отношении к сообщению Таци-
та из него можно было извлечь два противоположных суждения
о характере преследования христиан при Нероне. В европейской
историографии конца ХIХ в. они формулировались следующим
образом: 1) гонение не затронуло иудеев, следовательно, про-
цесс при Нероне необходимо считать преследованием христиан
за их религию; 2) процесс
был судебным разбирательством о
пожаре и направлялся против иудеев вообще. Оттенок религиоз-
ного гонения он получил потому, что Тацит, живший позднее
Нерона, когда христиан знали как последователей «вредной сек-
ты», перенес на события царствования Нерона черты своего
времени
53
.
В отечественной историографии мы находим подобные же
суждения. Первая точка зрения представлена в работах И.В. Чель-
цова, М.Г. Ковальницкого, М.Э. Поснова
54
. Противоположное
мнение утверждали П. Лашкарев и Ю.А. Кулаковский, что сле-
дует признать характерным, поскольку эти авторы не принадле-
жали к церковно-историческому направлению
55
.
Новое решение проблемы гонения на христиан при Неро-
не в отечественной историографии представили В.В. Болотов и
А.А. Спасский.
51
Тацит Корнелий. Анналы. Малые сочинения. Л., 1969. С. 298.
52
Чельцов И.В. Внешнее положение церквиС. 153–154; Лашкарев П. От-
ношение римского государстваС. 22; Мелиоранский Б.М. Из лекций по ис-
тории и вероучению древней христианской церкви. С. 66–67.
53
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 50–51.
54
Чельцов И.В. Внешнее положение церкви С. 154; Христианская цер-
ковьС. 57–59; См. также: Поснов М.Э. ИсторияС. 93.
55
Лашкарев П. Отношение С. 22; Кулаковский Ю.А. Христианская цер-
ковьС. 13.
40
Болотов посвятил этой теме отдельную статью
56
. Ее ос-
новные положения позже были развернуты и детализированы в
лекциях. Историк признавал, что ясного различия между иудея-
ми и христианами в глазах правительства во время Нерона пред-
полагать нельзя, и поэтому вопрос о гонении должен был сфор-
мулирован следующим образом: «…в чем состоял процесс и за
что были казнены
христианеза то, что подожгли Рим, или за
то, что называли себя христианами»
57
. Ответа на поставленный
вопрос Болотов добивался с помощью лингвистического анализа
и историко-психологической критики сообщения Тацита. При-
знавая его неточным и во многом неправдоподобным, историк
приходил к заключению, что религия хотя и не явилась прямой
причиной процесса по делу о пожаре, но послужила «промежу-
точным звеном в обвинении»
58
. Существо гонения с церковно-
исторической точки зрения при этом не меняется, так как хри-
стиане страдали за веру. Но важна историческая поправка: гоне-
ние Нерона не имело целью прямого преследования христианст-
ва и было вызвано не религиозными мотивами, а судебно-юри-
дическим прецедентом. Действительно, несмотря на явную не-
приязнь к
христианам, Тацит недвусмысленно сообщает: Нерон
«приискал виновных», и признавшие себя принадлежавшими к
этой «секте» были «изобличены не столько в злодейском поджо-
ге, сколько в ненависти к роду людскому»
59
.
Спасский дополнил исследование Болотова сравнитель-
ным анализом других сообщений древних авторов о процессе
при Нероне (Светония, Климента Римского). В результате он
более определенно назвал это дело «разбирательством по поводу
пожара, случайно натолкнувшимся на христиан», который не
может быть назван гонением в строгом смысле слова
60
. Вместе с
тем Спасский считал его и «первым поставленным следствием
по вопросу о христианстве», которое должно было привести к
56
Болотов В.В. Гонения на христиан при Нероне. СПб., 1903.
57
Он же. ЛекцииТ. 2. С. 51.
58
Он же. ГоненияС. 8–9, 12–13; Он же. ЛекцииТ. 2. С. 54–55.
59
Тацит Корнелий. АнналыС. 298.
60
Спасский А.А. ЛекцииС. 95–96.
которые были найдены среди христиан как распространителей                         Болотов посвятил этой теме отдельную статью56. Ее ос-
«зловредного суеверия», вызывавших ненависть «толпы»51.                    новные положения позже были развернуты и детализированы в
      Если историк не ставил целью анализировать свидетельст-              лекциях. Историк признавал, что ясного различия между иудея-
во Тацита, тогда в качестве причин гонения он называл следую-              ми и христианами в глазах правительства во время Нерона пред-
щие: клевету и преследования иудеев, превратные представле-                полагать нельзя, и поэтому вопрос о гонении должен был сфор-
ния о христианской религии среди язычников, отрицательные                  мулирован следующим образом: «…в чем состоял процесс и за
черты натуры Нерона52.                                                     что были казнены христиане – за то, что подожгли Рим, или за
      Однако при внимательном отношении к сообщению Таци-                  то, что называли себя христианами»57. Ответа на поставленный
та из него можно было извлечь два противоположных суждения                 вопрос Болотов добивался с помощью лингвистического анализа
о характере преследования христиан при Нероне. В европейской               и историко-психологической критики сообщения Тацита. При-
историографии конца ХIХ в. они формулировались следующим                   знавая его неточным и во многом неправдоподобным, историк
образом: 1) гонение не затронуло иудеев, следовательно, про-               приходил к заключению, что религия хотя и не явилась прямой
цесс при Нероне необходимо считать преследованием христиан                 причиной процесса по делу о пожаре, но послужила «промежу-
за их религию; 2) процесс был судебным разбирательством о                  точным звеном в обвинении»58. Существо гонения с церковно-
пожаре и направлялся против иудеев вообще. Оттенок религиоз-               исторической точки зрения при этом не меняется, так как хри-
ного гонения он получил потому, что Тацит, живший позднее                  стиане страдали за веру. Но важна историческая поправка: гоне-
Нерона, когда христиан знали как последователей «вредной сек-              ние Нерона не имело целью прямого преследования христианст-
ты», перенес на события царствования Нерона черты своего                   ва и было вызвано не религиозными мотивами, а судебно-юри-
времени53.                                                                 дическим прецедентом. Действительно, несмотря на явную не-
      В отечественной историографии мы находим подобные же                 приязнь к христианам, Тацит недвусмысленно сообщает: Нерон
суждения. Первая точка зрения представлена в работах И.В. Чель-            «приискал виновных», и признавшие себя принадлежавшими к
цова, М.Г. Ковальницкого, М.Э. Поснова54. Противоположное                  этой «секте» были «изобличены не столько в злодейском поджо-
мнение утверждали П. Лашкарев и Ю.А. Кулаковский, что сле-                 ге, сколько в ненависти к роду людскому»59.
дует признать характерным, поскольку эти авторы не принадле-                      Спасский дополнил исследование Болотова сравнитель-
жали к церковно-историческому направлению55.                               ным анализом других сообщений древних авторов о процессе
      Новое решение проблемы гонения на христиан при Неро-                 при Нероне (Светония, Климента Римского). В результате он
не в отечественной историографии представили В.В. Болотов и                более определенно назвал это дело «разбирательством по поводу
А.А. Спасский.                                                             пожара, случайно натолкнувшимся на христиан», который не
                                                                           может быть назван гонением в строгом смысле слова60. Вместе с
                                                                           тем Спасский считал его и «первым поставленным следствием
   51
   52
      Тацит Корнелий. Анналы. Малые сочинения. Л., 1969. С. 298.           по вопросу о христианстве», которое должно было привести к
      Чельцов И.В. Внешнее положение церкви… С. 153–154; Лашкарев П. От-
ношение римского государства… С. 22; Мелиоранский Б.М. Из лекций по ис-
тории и вероучению древней христианской церкви. С. 66–67.
   53                                                                        56
      Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 50–51.                                      Болотов В.В. Гонения на христиан при Нероне. СПб., 1903.
   54                                                                        57
      Чельцов И.В. Внешнее положение церкви… С. 154; Христианская цер-          Он же. Лекции… Т. 2. С. 51.
                                                                             58
ковь… С. 57–59; См. также: Поснов М.Э. История… С. 93.                          Он же. Гонения… С. 8–9, 12–13; Он же. Лекции… Т. 2. С. 54–55.
   55                                                                        59
      Лашкарев П. Отношение… С. 22; Кулаковский Ю.А. Христианская цер-          Тацит Корнелий. Анналы… С. 298.
                                                                             60
ковь… С. 13.                                                                    Спасский А.А. Лекции… С. 95–96.

                                  39                                                                         40