Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

43
ви период II – начала III вв. также знаменателен: происходит
систематизация вероучения в борьбе с гносисом, зарождаются
богословские науки, создается фундамент для построения дог-
матов, упорядочивается церковная организация и богослужение,
созываются первые соборы, появляются первые церковно-исто-
рические сочинения.
Такие факторы, как падение Иерусалима в 70 г., широкое
распространение христианства и последствия мер Домициана,
повлияли
на отделение христиан от иудеев в глазах римского
правительства. Как следствие, христианство становилось под дей-
ствие общих законов о религии, и императоры были вынуждены
издавать особые распоряжения для упорядочивания в примене-
нии к нему норм римского права о новых религиях
70
.
При императоре Траяне (99–117) положение христиан
впервые получило легальную форму. Не случайно А.П. Лебедев
начинал историю гонений с его эдикта, открывшего, по мнению
историка, первое систематическое гонение на христиан. Истори-
ческие обстоятельства издания этого документа выглядели сле-
дующим образом. В начале царствования Траян издает указ про-
тив тайных обществ, имевший
отношение преимущественно к
области Малой Азии. Не направленный прямо против христиан,
этот указ был на деле применен к ним усердием консула Вифин-
ского, Плиния Младшего. Вскоре после вступления в должность
он принял участие в судебном разбирательстве. По его результа-
там он направляет донесение императору, одновременно наме-
реваясь разрешить ряд неясных для
него вопросов
71
.
В письме Плиния обращают на себя внимание следующие
положения. Он замечает, что никогда не присутствовал на
«следствиях о христианах», и этим вызваны его вопросы к им-
ператору, которые формулируются с юридической точностью.
Во-первых: за что наказывать христианза «само имя», при от-
сутствии других преступлений или же за преступления
, стоящие
в связи с именем; во вторых: в каком объеме наказыватьделать
ли различия по возрасту и давать ли прощение за раскаяние.
70
См: Болотов В.В. Указ. соч. С. 64–65; Спасский А.А. Указ. соч. С. 108–
109.
71
Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 37–39.
44
Описывая общий ход процесса, консул обращает внимание на
следующие подробности: он принял список «оставленный неиз-
вестным и содержащий много имен» и на его основании начал
расследование дела. Для удостоверения в том, что обвиняемые
не принадлежат к христианству, он требовал трех доказательств
жертвы языческим богам, жертвы перед изображением импе-
ратора, произнесения
проклятия Христу. Раскаявшихся он от-
пускал, хотя отмечал с негодованием: «настоящих христиан, го-
ворят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков». До-
просив обвиняемых, Плиний «не обнаружил ничего, кроме без-
мерного уродливого суеверия», и решил отложить расследова-
ние до получения директив от императора
72
.
Ответ Траяна емок и лаконичен. Одобряя в целом дейст-
вия Секунда, он считает, что установить по данному делу «ка-
кое-либо общее определенное правило невозможно». Главное
указание императора состоит в том, чтобы наказывать христиан,
если на них поступит донос и они «будут изобличены». При
этом запрещается разыскивать христиан и принимать
аноним-
ные доносы, а раскаявшихся, которые «помолятся нашим бо-
гам», следует помиловать
73
. Таково содержание переписки про-
консула Вифинии Плиния с императором Траяном, ставшей ис-
ходным пунктом истории гонений.
Историки серьезно расходились в оценке этого документа.
Спорными были вопросы: 1) о присвоении ответному письму
Траяна статуса указа, обязательного к исполнению в государст-
венном масштабе; 2) о связи рескрипта Траяна и гонений, после-
довавших вслед за
ним; 3) о значении рескрипта в определении
юридического положения христиан в Римской империи.
А.П. Лебедев высказывался по первым двум пунктам кате-
горически: письмо императора дано в форме указа, который от-
крывал первое систематическое гонение на христиан в империи.
Эдикт объявлял христианство религией запрещенной – religio
illicita и давал санкцию гонениям
74
. Надо отметить, что эти ут-
72
Плиний Младший. Книга Х. Письмо 96 // Плиний Младший. Письма.
Книги I–X. М., 1982. С. 205.
73
Там же. Письмо 97. Траян Плинию. С. 206.
74
Лебедев А.П. Эпоха гоненийС. 45.
ви период II – начала III вв. также знаменателен: происходит                     Описывая общий ход процесса, консул обращает внимание на
систематизация вероучения в борьбе с гносисом, зарождаются                       следующие подробности: он принял список «оставленный неиз-
богословские науки, создается фундамент для построения дог-                      вестным и содержащий много имен» и на его основании начал
матов, упорядочивается церковная организация и богослужение,                     расследование дела. Для удостоверения в том, что обвиняемые
созываются первые соборы, появляются первые церковно-исто-                       не принадлежат к христианству, он требовал трех доказательств
рические сочинения.                                                              – жертвы языческим богам, жертвы перед изображением импе-
      Такие факторы, как падение Иерусалима в 70 г., широкое                     ратора, произнесения проклятия Христу. Раскаявшихся он от-
распространение христианства и последствия мер Домициана,                        пускал, хотя отмечал с негодованием: «настоящих христиан, го-
повлияли на отделение христиан от иудеев в глазах римского                       ворят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков». До-
правительства. Как следствие, христианство становилось под дей-                  просив обвиняемых, Плиний «не обнаружил ничего, кроме без-
ствие общих законов о религии, и императоры были вынуждены                       мерного уродливого суеверия», и решил отложить расследова-
издавать особые распоряжения для упорядочивания в примене-                       ние до получения директив от императора72.
нии к нему норм римского права о новых религиях70.                                       Ответ Траяна емок и лаконичен. Одобряя в целом дейст-
      При императоре Траяне (99–117) положение христиан                          вия Секунда, он считает, что установить по данному делу «ка-
впервые получило легальную форму. Не случайно А.П. Лебедев                       кое-либо общее определенное правило невозможно». Главное
начинал историю гонений с его эдикта, открывшего, по мнению                      указание императора состоит в том, чтобы наказывать христиан,
историка, первое систематическое гонение на христиан. Истори-                    если на них поступит донос и они «будут изобличены». При
ческие обстоятельства издания этого документа выглядели сле-                     этом запрещается разыскивать христиан и принимать аноним-
дующим образом. В начале царствования Траян издает указ про-                     ные доносы, а раскаявшихся, которые «помолятся нашим бо-
тив тайных обществ, имевший отношение преимущественно к                          гам», следует помиловать73. Таково содержание переписки про-
области Малой Азии. Не направленный прямо против христиан,                       консула Вифинии Плиния с императором Траяном, ставшей ис-
этот указ был на деле применен к ним усердием консула Вифин-                     ходным пунктом истории гонений.
ского, Плиния Младшего. Вскоре после вступления в должность                              Историки серьезно расходились в оценке этого документа.
он принял участие в судебном разбирательстве. По его результа-                   Спорными были вопросы: 1) о присвоении ответному письму
там он направляет донесение императору, одновременно наме-                       Траяна статуса указа, обязательного к исполнению в государст-
реваясь разрешить ряд неясных для него вопросов71.                               венном масштабе; 2) о связи рескрипта Траяна и гонений, после-
      В письме Плиния обращают на себя внимание следующие                        довавших вслед за ним; 3) о значении рескрипта в определении
положения. Он замечает, что никогда не присутствовал на                          юридического положения христиан в Римской империи.
«следствиях о христианах», и этим вызваны его вопросы к им-                              А.П. Лебедев высказывался по первым двум пунктам кате-
ператору, которые формулируются с юридической точностью.                         горически: письмо императора дано в форме указа, который от-
Во-первых: за что наказывать христиан – за «само имя», при от-                   крывал первое систематическое гонение на христиан в империи.
сутствии других преступлений или же за преступления, стоящие                     Эдикт объявлял христианство религией запрещенной – religio
в связи с именем; во вторых: в каком объеме наказывать – делать                  illicita и давал санкцию гонениям74. Надо отметить, что эти ут-
ли различия по возрасту и давать ли прощение за раскаяние.
                                                                                    72
                                                                                       Плиний Младший. Книга Х. Письмо 96 // Плиний Младший. Письма.
   70
        См: Болотов В.В. Указ. соч. С. 64–65; Спасский А.А. Указ. соч. С. 108–   Книги I–X. М., 1982. С. 205.
                                                                                    73
109.                                                                                   Там же. Письмо 97. Траян Плинию. С. 206.
   71                                                                               74
        Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 37–39.                                          Лебедев А.П. Эпоха гонений… С. 45.

                                      43                                                                         44