Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

41
коренным изменениям отношений римского правительства к
христианству
61
.
Таким образом, Спасский подтвердил вывод, к которому
не столь решительно склонялся Болотов. В ходе дознания по де-
лу о пожаре религиозный момент не играл роли в вынесении
приговора. Гонение Нерона не являлось собственно религиоз-
ным преследованием, хотя вопрос о вере неизбежно возникал в
ходе разбирательства и, естественно, христианской историче-
ской
традицией был связан именно с преследованием за веру.
Следующее, так называемое второе, гонение на христиан
приходится на последние годы царствования Домициана (81–
96), которого христианская традиция ставит рядом с Нероном
62
.
Преследование христиан стало следствием введения нового на-
лога – «fiscus judaicus», который должны были вносить иудеи на
храм Юпитера Капитолийского. Христиане отказались его пла-
тить и этим обратили на себя внимание. Когда на следствии вы-
яснялось, что многие из христиан не семитического происхож-
дения и что христианство живет прозелитизмом, они подверг-
лись преследованию.
Такой представляется картина гонения в
лекциях Болотова
63
.
Спасский же считал, что с «иудейским фиском» нельзя
связывать гонения. Применение этой меры свидетельствуют, что
государственная власть во время Домициана не отличала хри-
стиан от иудеев
64
.
В связи с правлением Домициана внимание историков
привлекало еще одно обстоятельство. В одном из текстов языче-
ского греческого историка Диона Кассия, дошедшего в позд-
нейшем пересказе Иоанна Ксифилина, говорится, что при Доми-
циане был казнен Тит Флавий Климент, родственник императо-
ра по обвинению в «безбожии». Этот процесс затронул и других
лиц, которые уклонялись в иудейскую религию. Одни были каз-
61
Там же. С. 85.
62
Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. III. Гл. 17. С. 115.
63
Болотов В.В. ЛекцииТ. 2. С. 56–58; Спасский А.А. Указ. соч. С. 97.
64
Там же. С. 99–100.
42
нены, другие сосланы, у третьих конфисковано имущество
65
.
Историки по-разному оценивали возможность признания лиц,
осужденных при дворе Домициана, христианскими мучениками.
Кулаковский называл Климента первым христианским
мучеником, ссылаясь на указание Евсевия, что его жена и пле-
мянница императора Домитилла была сослана за христианство,
и это подтвердили раскопки в катакомбах Рима, где было найде-
но ее погребение
66
.
Церковные историки оценивали процесс при дворе Доми-
циана более сдержанно. Болотов подчеркивал, что свидетельство
Евсевия о христианстве Домитиллы нельзя распространять на ее
мужа и иных пострадавших в процессе об уклонении в иудаизм.
Вопрос же об отношении этого дела к истории христианства
следует оставить «в таком положении», поскольку никаких сви-
детельств,
проливающих свет на его подробности, не имеется
67
.
Спасский разделял эту позицию: «Во всем процессе не было ни-
какого упоминания о христианстве…»
68
.
Таким образом, согласно наиболее авторитетным исследо-
ваниям церковных историков, значение христианства в качестве
особой, отличной от иудейства религии оставалось неизвестно
римскому правительству на протяжении всего I в. За это время
христианство укрепилось, проникло не только в Рим, но и в дом
цезарей. В этой связи М.Э. Поснов подчеркивал последствия
религиозного
процесса при дворе Домициана: «…хотя и не впол-
не еще ясно, но к концу царствования Домициана христианская
религия начинает сознаваться в своем обособлении от иудейст-
ва, как religio nova illicita»
69
.
Эпоха Антонинов, одна из самых блистательных за всю
историю Римской империи, открывает второй период истории
христианства, когда отношения между церковью и государством
встают на законодательную почву. Во внутренней истории церк-
65
Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. III. Гл. 18. С. 115; Болотов В.В. Указ.
соч. С. 59.
66
Кулаковский Ю.А. Христианская церковьС. 16–17.
67
Болотов В.В. Указ. соч. С. 59.
68
Спасский А.А. Указ. соч. С. 101–102.
69
Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 94.
коренным изменениям отношений римского правительства к                      нены, другие сосланы, у третьих конфисковано имущество65.
христианству61.                                                             Историки по-разному оценивали возможность признания лиц,
      Таким образом, Спасский подтвердил вывод, к которому                  осужденных при дворе Домициана, христианскими мучениками.
не столь решительно склонялся Болотов. В ходе дознания по де-                      Кулаковский называл Климента первым христианским
лу о пожаре религиозный момент не играл роли в вынесении                    мучеником, ссылаясь на указание Евсевия, что его жена и пле-
приговора. Гонение Нерона не являлось собственно религиоз-                  мянница императора Домитилла была сослана за христианство,
ным преследованием, хотя вопрос о вере неизбежно возникал в                 и это подтвердили раскопки в катакомбах Рима, где было найде-
ходе разбирательства и, естественно, христианской историче-                 но ее погребение66.
ской традицией был связан именно с преследованием за веру.                         Церковные историки оценивали процесс при дворе Доми-
      Следующее, так называемое второе, гонение на христиан                 циана более сдержанно. Болотов подчеркивал, что свидетельство
приходится на последние годы царствования Домициана (81–                    Евсевия о христианстве Домитиллы нельзя распространять на ее
96), которого христианская традиция ставит рядом с Нероном62.               мужа и иных пострадавших в процессе об уклонении в иудаизм.
Преследование христиан стало следствием введения нового на-                 Вопрос же об отношении этого дела к истории христианства
лога – «fiscus judaicus», который должны были вносить иудеи на              следует оставить «в таком положении», поскольку никаких сви-
храм Юпитера Капитолийского. Христиане отказались его пла-                  детельств, проливающих свет на его подробности, не имеется67.
тить и этим обратили на себя внимание. Когда на следствии вы-               Спасский разделял эту позицию: «Во всем процессе не было ни-
яснялось, что многие из христиан не семитического происхож-                 какого упоминания о христианстве…»68.
дения и что христианство живет прозелитизмом, они подверг-                         Таким образом, согласно наиболее авторитетным исследо-
лись преследованию. Такой представляется картина гонения в                  ваниям церковных историков, значение христианства в качестве
лекциях Болотова63.                                                         особой, отличной от иудейства религии оставалось неизвестно
      Спасский же считал, что с «иудейским фиском» нельзя                   римскому правительству на протяжении всего I в. За это время
связывать гонения. Применение этой меры свидетельствуют, что                христианство укрепилось, проникло не только в Рим, но и в дом
государственная власть во время Домициана не отличала хри-                  цезарей. В этой связи М.Э. Поснов подчеркивал последствия
стиан от иудеев64.                                                          религиозного процесса при дворе Домициана: «…хотя и не впол-
      В связи с правлением Домициана внимание историков                     не еще ясно, но к концу царствования Домициана христианская
привлекало еще одно обстоятельство. В одном из текстов языче-               религия начинает сознаваться в своем обособлении от иудейст-
ского греческого историка Диона Кассия, дошедшего в позд-                   ва, как religio nova illicita»69.
нейшем пересказе Иоанна Ксифилина, говорится, что при Доми-                        Эпоха Антонинов, одна из самых блистательных за всю
циане был казнен Тит Флавий Климент, родственник императо-                  историю Римской империи, открывает второй период истории
ра по обвинению в «безбожии». Этот процесс затронул и других                христианства, когда отношения между церковью и государством
лиц, которые уклонялись в иудейскую религию. Одни были каз-                 встают на законодательную почву. Во внутренней истории церк-

                                                                                65
                                                                                   Евсевий Памфил. Указ. соч. Кн. III. Гл. 18. С. 115; Болотов В.В. Указ.
                                                                            соч. С. 59.
  61                                                                            66
     Там же. С. 85.                                                                Кулаковский Ю.А. Христианская церковь… С. 16–17.
  62                                                                            67
     Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. III. Гл. 17. С. 115.                   Болотов В.В. Указ. соч. С. 59.
  63                                                                            68
     Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 56–58; Спасский А.А. Указ. соч. С. 97.          Спасский А.А. Указ. соч. С. 101–102.
  64                                                                            69
     Там же. С. 99–100.                                                            Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 94.

                                    41                                                                           42