ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
35
лись в отвержении первым национальных богов. Официальный
римский взгляд на религиозное преступление, как и его предше-
ственники, Спасский характеризовал как «внешний». При этом
подчеркивалось, что подобное положение сохраняло за христиа-
нами значительную долю свободы: они могли проповедовать,
устраивать собрания, писать сочинения. Чтобы привлечь хри-
стианина к наказанию за религиозное преступление, надо
было
установить факт его отказа от совершения жертв. Для этого не-
обходимо было принудить его к совершению церемоний, что
могло осуществить только административное лицо. Таким обра-
зом, судьба христиан отдавалась в руки администрации и стави-
лась в зависимость от ее усмотрения. Именно значение админи-
страции в процессах против христиан объясняет,
почему гоне-
ния до середины III в. не были всеобщими и повсеместными,
хотя никогда не прекращались совершенно. В то же время свой-
ственный Риму внешний взгляд на религиозные преступления
влек за собой и крайне неблагоприятные последствия для обще-
ственного положения христиан. «Sacrilegium» и в теории, и на
практике рассматривалось как тяжкое преступление, сближалось
с преступлением против государственной власти, наказывалось
жестоко, предоставляя широкий выбор казней
39
.
Из того же взгляда на религиозное преступление происхо-
дят и особенности судебного процесса. Одна из них состояла в
запрете разыскивать христиан. С римской точки зрения в этом
запрете не было никакого противоречия. Само христианство по-
нималось только как возможность преступления, а разыскивать
– значит привести возможность преступления в действитель-
ность. Другая
особенность процессов против христиан – приме-
нение пыток не для того, чтобы они сознавались в каких-то пре-
ступлениях, а с целью добиться их отречения. С римской точки
зрения это было проявлением гуманных начал: пытки имели пе-
дагогическое значение и должны были предостеречь христиан от
совершения преступления, влекущего часто позорную казнь
и
смерть
40
.
39
Там же. С. 69–71.
40
Там же. С. 73.
36
Данные соображения историка важны тем, что снимают
противоречие, характерное для церковной историографии вто-
рой половины ХIХ в. – объясняют непрерывный характер гоне-
ний на христиан при общем довольно успешном его распростра-
нении в империи. Период гонений в собственном смысле начи-
нается только со второй половины III в., предыдущая же история
– это
период законного отношения римской власти к церкви,
гонений из случайных обстоятельств, представляющих, хотя и
закономерное, но не систематическое явление, не затрагиваю-
щее христианскую религию и церковь как таковую.
Исследование А.А. Спасского является развернутым и ар-
гументированным обоснованием традиционной церковно-исто-
риографической концепции. Противостояние языческого и хри-
стианского миров признавалось неизбежным
с религиозно-пси-
хологической точки зрения. Внешней формой выражения гоне-
ний считалось юридическое преследование христиан, основан-
ное на законодательном регулировании взаимоотношений хри-
стианской церкви и римского государства. Подобная позиция
была обозначена в работе А.П. Лебедева, обоснована на деталь-
ном анализе источников в лекциях В.В. Болотова и получила
логическое
оформление в лекциях А.А. Спасского. В результате
концепция истории древнехристианской церкви как «церкви го-
нимой» в отечественной церковной историографии получила
практически исчерпывающее освещение. Специальных исследо-
ваний этой темы мы с тех пор не находим. Последующие авторы
использовали уже доказанные и обоснованные положения, ссы-
лаясь на работы упомянутых выше историков
41
.
2. Положение христианства в Римской империи
на протяжении I – первой половины III в.
По меткому выражению Тертуллиана, церковь вступила в
историю «sub umbraculo religionis licitae (judacae)» (под покро-
вом дозволенной религии иудейской)
42
. Древнейший источник –
41
См., например: Поснов М.Э. История христианской церкви. Брюссель,
1964. С. 83–92.
42
Цит. по: Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 45.
лись в отвержении первым национальных богов. Официальный Данные соображения историка важны тем, что снимают римский взгляд на религиозное преступление, как и его предше- противоречие, характерное для церковной историографии вто- ственники, Спасский характеризовал как «внешний». При этом рой половины ХIХ в. – объясняют непрерывный характер гоне- подчеркивалось, что подобное положение сохраняло за христиа- ний на христиан при общем довольно успешном его распростра- нами значительную долю свободы: они могли проповедовать, нении в империи. Период гонений в собственном смысле начи- устраивать собрания, писать сочинения. Чтобы привлечь хри- нается только со второй половины III в., предыдущая же история стианина к наказанию за религиозное преступление, надо было – это период законного отношения римской власти к церкви, установить факт его отказа от совершения жертв. Для этого не- гонений из случайных обстоятельств, представляющих, хотя и обходимо было принудить его к совершению церемоний, что закономерное, но не систематическое явление, не затрагиваю- могло осуществить только административное лицо. Таким обра- щее христианскую религию и церковь как таковую. зом, судьба христиан отдавалась в руки администрации и стави- Исследование А.А. Спасского является развернутым и ар- лась в зависимость от ее усмотрения. Именно значение админи- гументированным обоснованием традиционной церковно-исто- страции в процессах против христиан объясняет, почему гоне- риографической концепции. Противостояние языческого и хри- ния до середины III в. не были всеобщими и повсеместными, стианского миров признавалось неизбежным с религиозно-пси- хотя никогда не прекращались совершенно. В то же время свой- хологической точки зрения. Внешней формой выражения гоне- ственный Риму внешний взгляд на религиозные преступления ний считалось юридическое преследование христиан, основан- влек за собой и крайне неблагоприятные последствия для обще- ное на законодательном регулировании взаимоотношений хри- ственного положения христиан. «Sacrilegium» и в теории, и на стианской церкви и римского государства. Подобная позиция практике рассматривалось как тяжкое преступление, сближалось была обозначена в работе А.П. Лебедева, обоснована на деталь- с преступлением против государственной власти, наказывалось ном анализе источников в лекциях В.В. Болотова и получила жестоко, предоставляя широкий выбор казней39. логическое оформление в лекциях А.А. Спасского. В результате Из того же взгляда на религиозное преступление происхо- концепция истории древнехристианской церкви как «церкви го- дят и особенности судебного процесса. Одна из них состояла в нимой» в отечественной церковной историографии получила запрете разыскивать христиан. С римской точки зрения в этом практически исчерпывающее освещение. Специальных исследо- запрете не было никакого противоречия. Само христианство по- ваний этой темы мы с тех пор не находим. Последующие авторы нималось только как возможность преступления, а разыскивать использовали уже доказанные и обоснованные положения, ссы- – значит привести возможность преступления в действитель- лаясь на работы упомянутых выше историков41. ность. Другая особенность процессов против христиан – приме- нение пыток не для того, чтобы они сознавались в каких-то пре- 2. Положение христианства в Римской империи ступлениях, а с целью добиться их отречения. С римской точки на протяжении I – первой половины III в. зрения это было проявлением гуманных начал: пытки имели пе- дагогическое значение и должны были предостеречь христиан от По меткому выражению Тертуллиана, церковь вступила в совершения преступления, влекущего часто позорную казнь и историю «sub umbraculo religionis licitae (judacae)» (под покро- смерть40. вом дозволенной религии иудейской)42. Древнейший источник – 41 См., например: Поснов М.Э. История христианской церкви. Брюссель, 39 Там же. С. 69–71. 1964. С. 83–92. 40 42 Там же. С. 73. Цит. по: Болотов В.В. Лекции… Т. 2. С. 45. 35 36
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »