ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Оглавление
Введение ...................................................................................................... 4
Глава 1. «Церковь гонимая» в исторической концепции отечест-
венной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в........ 19
1. Причины возникновения гонений на христиан в Римской
империи...................................................................................................... 24
2. Положение христианства в Римской империи на протяжении
I – первой половины III в.......................................................................... 36
3. Эпоха «великих гонений» (вторая половина III – начало IV в.)
и ее итоги ................................................................................................... 60
Глава 2. Создание союза
церкви и государства при Константине
Великом и его оценки в исследованиях отечественных историков
второй половины ХIХ – начала ХХ в. ................................................. 85
1. Обращение Константина Великого в христианство..................... 85
2. Религиозная политика Константина Великого ........................... 104
2.1. Миланский эдикт 313 г. и его церковно-историческое
значение ................................................................................................... 104
2.2. Периоды религиозно-политической деятельности Конс-
тантина Великого .................................................................................... 116
2.3. Церковная политика первого христианского
императора .. 124
3. Союз церкви и государства при Константине Великом
в оценках историков второй половины ХIХ – начала ХХ в. ............... 135
Глава 3. Религиозная политика христианских императоров
и формирование церковно-государственных основ христианской
империи в IV в. в освещении отечественной историографии
второй половины ХIХ – начала ХХ в. ............................................... 149
1. Положение христианской церкви в 40–70-е гг
. IV в.
и религиозная политика преемников Константина Великого............. 149
2. Религиозная политика Феодосия Великого и ее роль
в становлении православной христианской империи .......................... 167
2.1. Религиозно-политическое мировоззрение Феодосия Вели-
кого и его церковная политика............................................................... 170
2.2. Борьба Феодосия Великого с ересями и язычеством
как следствие утверждения православной христианской империи ...... 183
3. Итоги церковно-государственных отношений IV в. в
оценках
историков конца ХIХ – начала ХХ в. .................................................... 198
Заключение............................................................................................. 207
Вопросы для промежуточной аттестации по курсу «История
древней христианской церкви» .......................................................... 210
Рекомендательный библиографический список............................. 212
4
ВВЕДЕНИЕ
С появлением на исторической арене христианской церкви
возникает проблема ее отношений с государством. Как носи-
тельница идей абсолютной и исключительной религии, как ин-
ститут самодовлеющий, устремленный к идеалу Царства Божье-
го, она противостояла нормам и законам Римской империи, не
допускавшим религии и институтов, отделенных от государства.
На протяжении I–IV вв.
характер церковно-государственных от-
ношений меняется от нейтралитета к непримиримому противо-
стоянию до установления «союза властей», ставшего религиоз-
но-политическим фундаментом христианской империи.
Христианские мыслители первых веков усматривали в
Римской империи эпохи принципата, как объединительном на-
чале человеческого рода, Божий замысел, открывавший возмож-
ность вселенской проповеди Евангелия (Лк. 2,1; 3,1). По словам
Григория
Богослова, «с успехами христиан возрастало могуще-
ство римлян, с пришествием Христовым явилось у них самодер-
жавие, никогда ранее не достигавшее совершенного единонача-
лия»
1
. Апологеты первых веков видели в преследовании христи-
анства со стороны римского государства трагическое недоразу-
мение, борьбу империи с собственным Божественным законом
2
.
Под этим углом зрения обращение Константина Великого и хри-
стианизация империи представлялось осуществлением прови-
денциального предназначения Рима. Единство, вселенскость,
порядок – его основные элементы стали неотделимы от интере-
сов и ответственности Христианской Церкви
3
.
Историки ХХ в. в сближении церкви и римского государ-
ства находили, как правило, действие политического фактора,
проявившегося на фоне кризиса империи III в., успешно разре-
1
Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана // Он
же. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 95.
2
См., например: Тертуллиан. Апология // Отцы и учители церкви III в. Ан-
тология / Сост. иером. Илларион (Алфеев). М., 1996. Т. 1. С. 324–325; Евсевий
Памфил. Церковная история. М., 2001. Кн. 2. Гл. 2–3. С. 56–59.
3
Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан // Он же. Исто-
рия церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 34.
Оглавление ВВЕДЕНИЕ Введение ...................................................................................................... 4 С появлением на исторической арене христианской церкви Глава 1. «Церковь гонимая» в исторической концепции отечест- возникает проблема ее отношений с государством. Как носи- венной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в........ 19 1. Причины возникновения гонений на христиан в Римской тельница идей абсолютной и исключительной религии, как ин- империи ...................................................................................................... 24 ститут самодовлеющий, устремленный к идеалу Царства Божье- 2. Положение христианства в Римской империи на протяжении го, она противостояла нормам и законам Римской империи, не I – первой половины III в.......................................................................... 36 допускавшим религии и институтов, отделенных от государства. 3. Эпоха «великих гонений» (вторая половина III – начало IV в.) На протяжении I–IV вв. характер церковно-государственных от- и ее итоги ................................................................................................... 60 ношений меняется от нейтралитета к непримиримому противо- Глава 2. Создание союза церкви и государства при Константине стоянию до установления «союза властей», ставшего религиоз- Великом и его оценки в исследованиях отечественных историков но-политическим фундаментом христианской империи. второй половины ХIХ – начала ХХ в. ................................................. 85 Христианские мыслители первых веков усматривали в 1. Обращение Константина Великого в христианство ..................... 85 Римской империи эпохи принципата, как объединительном на- 2. Религиозная политика Константина Великого ........................... 104 2.1. Миланский эдикт 313 г. и его церковно-историческое чале человеческого рода, Божий замысел, открывавший возмож- значение ................................................................................................... 104 ность вселенской проповеди Евангелия (Лк. 2,1; 3,1). По словам 2.2. Периоды религиозно-политической деятельности Конс- Григория Богослова, «с успехами христиан возрастало могуще- тантина Великого .................................................................................... 116 ство римлян, с пришествием Христовым явилось у них самодер- 2.3. Церковная политика первого христианского императора .. 124 жавие, никогда ранее не достигавшее совершенного единонача- 3. Союз церкви и государства при Константине Великом лия»1. Апологеты первых веков видели в преследовании христи- в оценках историков второй половины ХIХ – начала ХХ в. ............... 135 анства со стороны римского государства трагическое недоразу- Глава 3. Религиозная политика христианских императоров мение, борьбу империи с собственным Божественным законом2. и формирование церковно-государственных основ христианской Под этим углом зрения обращение Константина Великого и хри- империи в IV в. в освещении отечественной историографии стианизация империи представлялось осуществлением прови- второй половины ХIХ – начала ХХ в. ............................................... 149 1. Положение христианской церкви в 40–70-е гг. IV в. денциального предназначения Рима. Единство, вселенскость, и религиозная политика преемников Константина Великого............. 149 порядок – его основные элементы стали неотделимы от интере- 2. Религиозная политика Феодосия Великого и ее роль сов и ответственности Христианской Церкви3. в становлении православной христианской империи .......................... 167 Историки ХХ в. в сближении церкви и римского государ- 2.1. Религиозно-политическое мировоззрение Феодосия Вели- ства находили, как правило, действие политического фактора, кого и его церковная политика............................................................... 170 проявившегося на фоне кризиса империи III в., успешно разре- 2.2. Борьба Феодосия Великого с ересями и язычеством как следствие утверждения православной христианской империи ...... 183 1 3. Итоги церковно-государственных отношений IV в. в оценках Григорий Богослов. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана // Он историков конца ХIХ – начала ХХ в. .................................................... 198 же. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 95. 2 Заключение............................................................................................. 207 См., например: Тертуллиан. Апология // Отцы и учители церкви III в. Ан- тология / Сост. иером. Илларион (Алфеев). М., 1996. Т. 1. С. 324–325; Евсевий Вопросы для промежуточной аттестации по курсу «История Памфил. Церковная история. М., 2001. Кн. 2. Гл. 2–3. С. 56–59. древней христианской церкви» .......................................................... 210 3 Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан // Он же. Исто- Рекомендательный библиографический список ............................. 212 рия церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 34. 3 4