Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

5
шенного созданием монархической государственности на почве
религиозного монизма
4
.
Несмотря на очевидные разногласия, религиозная и науч-
ная точки зрения согласуются в признании того, что именно из-
менение характера церковно-государственных отношений в
Римской империи I–IV вв. сыграло определяющее значение для
судеб мировой истории.
На протяжении всего средневековья принципы церковно-
государственных отношений, сложившихся к концу IV в., опре-
деляли специфику христианских государств
Запада и Востока.
Византия в свое время стала образцом христианской государст-
венности для Руси, что обусловило внимание отечественной гу-
манитарной мысли и к историческому наследию первых веков
христианства. Не случайно его наиболее интенсивное изучение в
отечественной науке приходится на период второй половины
ХIХначала ХХ в. Во-первых, это время
расцвета светской и
церковной историографии в России, когда создаются самые зна-
чительные труды, посвященные проблемам истории древней
христианской церкви, раннего христианства, Византии. Во-вто-
рых, в начале ХХ в. тема церковно-государственных отношений
в России приобрела особую актуальность. На фоне политическо-
го кризиса и разрабатываемых государственных реформ в обще-
ственно-
политической, религиозно-философской мысли обсуж-
дались исторические образцы и перспективы церковно-государ-
ственного строительства. Как следствие, проблема отношений
церкви и государства в эпоху позднего Рима и ранней Византии
заняла одно из центральных мест в сфере научных интересов
двух направлений отечественной историографиицерковно-ис-
торического, сформировавшегося на базе духовных академий
(Московской,
Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской) и
византиноведческого, развивавшегося в императорских универ-
ситетах.
4
Ср.: Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. М., 2001.
Т. 1. С. 215; Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. С. 208–214; Каза-
ков М.М. Проблема христианизации Римской империи // Исследования по за-
рубежной истории. Смоленск, 2000. С. 197.
6
В советский период история христианства была подверг-
нута серьезным искажениям, а церковная историография преда-
на забвению как совершенно чуждая принципам советской нау-
ки. Только с 90-х гг. ХХ в. в отечественной науке возрождается
интерес к истории церковно-государственных отношений в пе-
риод I–IV вв.
5
Однако до сих пор эта тема не получила серьезно-
го научного освещения. Во многом, как нам представляется,
именно потому, что исследователи предпочитают ориентиро-
ваться на зарубежную литературу, упуская из виду серьезные
источниковедческие и теоретические достижения российских
историков
6
.
Историографический интерес к отечественной науке ру-
бежа ХIХХХ в. в связи с ее вкладом в изучение истории хри-
стианства I–IV вв. также сравнительно нов. Буквально в послед-
5
См., например: Рудоквас А.Д. Религиозная политика Константина Велико-
го: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 1996; Амосова Е.В. Гонения на хри-
стиан и кризис античного миросозерцания: Автореф. дис. … канд. ист. наук.
Новгород, 1998; Коптелев Б.В. Отношения римских императоров с христиан-
ской церковью в 330 – нач. 360-х гг.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.,
2003; Казаков М.М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская
империя в IV в. Смоленск, 1995; Он же. Христианская церковь и Римская им-
перия в IV в. // Очерки по истории христианской церкви в Европе. Смоленск,
1999. С. 24–44; Он же. «Обращение» Константина I и миланский эдикт // Во-
просы истории. 2002. 9.
С. 120–135; Курбатов Г.Л. Политическая теория в
ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппо-
зиция // Культура Византии IV – пер. пол. VII вв. М., 1984. С. 98–117; Он же.
Христианская церковь в Византии // Очерки по истории христианской церкви в
Европе. Смоленск, 1999.
6
См., например: Муравьев А.В. Юлиан Отступник Юлиан Отступник и
ранневизантийская политическая теория в IV–V вв.: Автореф. дис. … канд.
ист. наук. М., 1995 (не использован обобщающий труд Я. Алфионова «Юлиан
Отступник и его отношение к христианству»); Федосик В.А. Христианская
церковь в Римской империи в III – н. IV в.: Автореф. дис. … докт. ист. наук в
форме научного доклада. Минск, 1992 (говорит о первом опыте привлечения
мученических актов к изучению истории раннего христианства, когда дорево-
люционная историография имела серьезные наработки в этой области; из цер-
ковных историков названы только А.П. Лебедев и М.Э. Поснов); Князь-
ский И.О. Император Диоклетиан и конец античного мира
(Государство и пра-
вовые реформы начала домината). М., 1999 (в связи с изучением религиозной
политики Диоклетиана, из церковных историков упомянут только А.В. Карта-
шев как исследователь истории Русской Православной церкви).
шенного созданием монархической государственности на почве                            В советский период история христианства была подверг-
религиозного монизма4.                                                          нута серьезным искажениям, а церковная историография преда-
      Несмотря на очевидные разногласия, религиозная и науч-                    на забвению как совершенно чуждая принципам советской нау-
ная точки зрения согласуются в признании того, что именно из-                   ки. Только с 90-х гг. ХХ в. в отечественной науке возрождается
менение характера церковно-государственных отношений в                          интерес к истории церковно-государственных отношений в пе-
Римской империи I–IV вв. сыграло определяющее значение для                      риод I–IV вв.5 Однако до сих пор эта тема не получила серьезно-
судеб мировой истории.                                                          го научного освещения. Во многом, как нам представляется,
      На протяжении всего средневековья принципы церковно-                      именно потому, что исследователи предпочитают ориентиро-
государственных отношений, сложившихся к концу IV в., опре-                     ваться на зарубежную литературу, упуская из виду серьезные
деляли специфику христианских государств Запада и Востока.                      источниковедческие и теоретические достижения российских
Византия в свое время стала образцом христианской государст-                    историков6.
венности для Руси, что обусловило внимание отечественной гу-                          Историографический интерес к отечественной науке ру-
манитарной мысли и к историческому наследию первых веков                        бежа ХIХ – ХХ в. в связи с ее вкладом в изучение истории хри-
христианства. Не случайно его наиболее интенсивное изучение в                   стианства I–IV вв. также сравнительно нов. Буквально в послед-
отечественной науке приходится на период второй половины
ХIХ – начала ХХ в. Во-первых, это время расцвета светской и                        5
                                                                                      См., например: Рудоквас А.Д. Религиозная политика Константина Велико-
церковной историографии в России, когда создаются самые зна-                    го: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 1996; Амосова Е.В. Гонения на хри-
чительные труды, посвященные проблемам истории древней                          стиан и кризис античного миросозерцания: Автореф. дис. … канд. ист. наук.
                                                                                Новгород, 1998; Коптелев Б.В. Отношения римских императоров с христиан-
христианской церкви, раннего христианства, Византии. Во-вто-
                                                                                ской церковью в 330 – нач. 360-х гг.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.,
рых, в начале ХХ в. тема церковно-государственных отношений                     2003; Казаков М.М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская
в России приобрела особую актуальность. На фоне политическо-                    империя в IV в. Смоленск, 1995; Он же. Христианская церковь и Римская им-
го кризиса и разрабатываемых государственных реформ в обще-                     перия в IV в. // Очерки по истории христианской церкви в Европе. Смоленск,
ственно-политической, религиозно-философской мысли обсуж-                       1999. С. 24–44; Он же. «Обращение» Константина I и миланский эдикт // Во-
                                                                                просы истории. 2002. № 9. С. 120–135; Курбатов Г.Л. Политическая теория в
дались исторические образцы и перспективы церковно-государ-                     ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппо-
ственного строительства. Как следствие, проблема отношений                      зиция // Культура Византии IV – пер. пол. VII вв. М., 1984. С. 98–117; Он же.
церкви и государства в эпоху позднего Рима и ранней Византии                    Христианская церковь в Византии // Очерки по истории христианской церкви в
заняла одно из центральных мест в сфере научных интересов                       Европе. Смоленск, 1999.
                                                                                    6
                                                                                      См., например: Муравьев А.В. Юлиан Отступник Юлиан Отступник и
двух направлений отечественной историографии – церковно-ис-
                                                                                ранневизантийская политическая теория в IV–V вв.: Автореф. дис. … канд.
торического, сформировавшегося на базе духовных академий                        ист. наук. М., 1995 (не использован обобщающий труд Я. Алфионова «Юлиан
(Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской) и                       Отступник и его отношение к христианству»); Федосик В.А. Христианская
византиноведческого, развивавшегося в императорских универ-                     церковь в Римской империи в III – н. IV в.: Автореф. дис. … докт. ист. наук в
ситетах.                                                                        форме научного доклада. Минск, 1992 (говорит о первом опыте привлечения
                                                                                мученических актов к изучению истории раннего христианства, когда дорево-
                                                                                люционная историография имела серьезные наработки в этой области; из цер-
                                                                                ковных историков названы только А.П. Лебедев и М.Э. Поснов); Князь-
    4
      Ср.: Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. М., 2001.     ский И.О. Император Диоклетиан и конец античного мира (Государство и пра-
Т. 1. С. 215; Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. С. 208–214; Каза-   вовые реформы начала домината). М., 1999 (в связи с изучением религиозной
ков М.М. Проблема христианизации Римской империи // Исследования по за-         политики Диоклетиана, из церковных историков упомянут только А.В. Карта-
рубежной истории. Смоленск, 2000. С. 197.                                       шев как исследователь истории Русской Православной церкви).

                                     5                                                                               6