ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
бежных историков с добавлением пространных цитат из перво-
источников
13
. Научная ценность подобных изданий ограничива-
ется теми оценочными правками, которые вносили авторы в из-
лагаемый материал.
Расцвет церковно-исторической науки в России приходит-
ся на последние десятилетия ХIХ – начало ХХ в., когда на базе
духовных академий складываются научные школы, активизиру-
ется научно-публицистическая деятельность ученых.
Одним из основателей церковно-
исторической школы при
Московской духовной академии во второй половине XIX в. стал
профессор А.П. Лебедев. Он посвятил свои исследования широ-
ким сферам церковно-исторической науки, включая период пер-
вых веков христианства, Вселенских соборов, проследив судьбу
восточного христианства вплоть до конца ХIХ в. В основе работ
ученого лежало серьезное и всестороннее
изучение источников
и опытов их научного исследования. Вместе с тем для многих
работ А.П. Лебедева характерен обзорный характер, по словам
Н.Н. Глубоковского, взгляд «с головокружительной высоты»,
стремление «взять историю на всем пространстве минувшего и
со всех сторон» с тем, чтобы связать факты в «сплоченные зве-
нья последовательно осуществляемой
идеи»
14
. Такой подход не-
избежно вел к ограничению «научного аппарата», сокращению
работы с источниками. Отсюда – опора на европейскую науч-
ную литературу, что сам А.П. Лебедев считал вполне оправдан-
ным для популяризации церковно-исторического знания в усло-
виях становления отечественной науки
15
.
Проблема отношений церкви и государства в I–IV вв. рас-
сматривалась А.П. Лебедевым в связи с историей гонений на
13
См., например: Чельцов И.В. История христианской Церкви. Т. 1. СПб.,
1861; Терновский Ф.А., Терновский С.А. Три первые века христианства. (Опыт
руководства по церковной истории). Киев, 1878; Терновский Ф.А. Грековосточ-
ная церковь в период вселенских соборов. Чтения по церковной истории Ви-
зантии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–
842). Киев, 1883.
14
Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука… С. 5–6.
15
Лебедев А.П. Церковная историография… С. 433.
10
христиан в Римской империи и религиозной политикой Кон-
стантина Великого
16
.
Формирование церковно-исторической школы при Казан-
ской Духовной академии связано с деятельностью профессора
Ф.А. Курганова, главной заслугой которого, по словам И.И. Со-
колова, стала организация особого научного направления «в об-
ласти церковного неоэллинизма и церковной византологии»
17
.
Теоретической основой этого направления послужил фундамен-
тальный труд Ф.А. Курганова по истории отношений церковной
и государственной власти в Византийской империи
18
, целью ко-
торого было – воссоздать «картину прошлой исторической жиз-
ни» с точки зрения того «идеала, которым жила сама Византия»
19
.
Опровергая западноевропейскую концепцию «цезарепапизма»,
историк противопоставил ей каноническую теорию «симфонии
властей» и проанализировал в ее свете историю отношений
церкви и государства в Византии на основе широкого круга ис-
точников за период IV–VI вв. Эта работа была оценена совре-
менниками как основополагающая для русской церковно-исто-
рической науки. По оценкам современных историков,
она не ут-
ратила своей научной актуальности до сих пор
20
.
В Санкт-Петербургской Духовной академии главная роль
в создании научной школы по изучению церковных древностей
16
Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римс-
ком мире при Константине Великом. СПб., 1904; Обращение Константина Ве-
ликого в Христианство // Душеполезное чтение. 1877. Ч. I; Константин Великий,
первый христианский император // Христианское чтение. СПб., 1912. № 6–8;
Вселенские соборы IV и V веков (Обзор их догматической деятельности в свя-
зи с направлением школ александрийской и
антиохийской). СПб., 1904; Духо-
венство древней вселенской церкви (от времен апостольских до IХ в.). СПб.,
1905.
17
Соколов И.И. Сорокалетие учено-литературной деятельности профессора
Ф.А. Курганова // Исторический вестник. 1911. Т. 123. С. 1075.
18
Курганов Ф.А. Отношения между церковью и гражданской властью в Ви-
зантийской империи в эпоху образования и окончательного установления ха-
рактера этих взаимоотношений (353–566 гг.). Казань, 1880.
19
Он же. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по
сравнению с его идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской
властью. Казань, 1881. С. 13–14.
20
Лебедева Г.Е. Ученый и время: И.И. Соколов… С. 10–11.
бежных историков с добавлением пространных цитат из перво- христиан в Римской империи и религиозной политикой Кон- источников13. Научная ценность подобных изданий ограничива- стантина Великого16. ется теми оценочными правками, которые вносили авторы в из- Формирование церковно-исторической школы при Казан- лагаемый материал. ской Духовной академии связано с деятельностью профессора Расцвет церковно-исторической науки в России приходит- Ф.А. Курганова, главной заслугой которого, по словам И.И. Со- ся на последние десятилетия ХIХ – начало ХХ в., когда на базе колова, стала организация особого научного направления «в об- духовных академий складываются научные школы, активизиру- ласти церковного неоэллинизма и церковной византологии»17. ется научно-публицистическая деятельность ученых. Теоретической основой этого направления послужил фундамен- Одним из основателей церковно-исторической школы при тальный труд Ф.А. Курганова по истории отношений церковной Московской духовной академии во второй половине XIX в. стал и государственной власти в Византийской империи18, целью ко- профессор А.П. Лебедев. Он посвятил свои исследования широ- торого было – воссоздать «картину прошлой исторической жиз- ким сферам церковно-исторической науки, включая период пер- ни» с точки зрения того «идеала, которым жила сама Византия»19. вых веков христианства, Вселенских соборов, проследив судьбу Опровергая западноевропейскую концепцию «цезарепапизма», восточного христианства вплоть до конца ХIХ в. В основе работ историк противопоставил ей каноническую теорию «симфонии ученого лежало серьезное и всестороннее изучение источников властей» и проанализировал в ее свете историю отношений и опытов их научного исследования. Вместе с тем для многих церкви и государства в Византии на основе широкого круга ис- работ А.П. Лебедева характерен обзорный характер, по словам точников за период IV–VI вв. Эта работа была оценена совре- Н.Н. Глубоковского, взгляд «с головокружительной высоты», менниками как основополагающая для русской церковно-исто- стремление «взять историю на всем пространстве минувшего и рической науки. По оценкам современных историков, она не ут- со всех сторон» с тем, чтобы связать факты в «сплоченные зве- ратила своей научной актуальности до сих пор20. нья последовательно осуществляемой идеи»14. Такой подход не- В Санкт-Петербургской Духовной академии главная роль избежно вел к ограничению «научного аппарата», сокращению в создании научной школы по изучению церковных древностей работы с источниками. Отсюда – опора на европейскую науч- ную литературу, что сам А.П. Лебедев считал вполне оправдан- 16 Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римс- ным для популяризации церковно-исторического знания в усло- ком мире при Константине Великом. СПб., 1904; Обращение Константина Ве- виях становления отечественной науки15. ликого в Христианство // Душеполезное чтение. 1877. Ч. I; Константин Великий, Проблема отношений церкви и государства в I–IV вв. рас- первый христианский император // Христианское чтение. СПб., 1912. № 6–8; Вселенские соборы IV и V веков (Обзор их догматической деятельности в свя- сматривалась А.П. Лебедевым в связи с историей гонений на зи с направлением школ александрийской и антиохийской). СПб., 1904; Духо- венство древней вселенской церкви (от времен апостольских до IХ в.). СПб., 1905. 17 Соколов И.И. Сорокалетие учено-литературной деятельности профессора 13 См., например: Чельцов И.В. История христианской Церкви. Т. 1. СПб., Ф.А. Курганова // Исторический вестник. 1911. Т. 123. С. 1075. 18 1861; Терновский Ф.А., Терновский С.А. Три первые века христианства. (Опыт Курганов Ф.А. Отношения между церковью и гражданской властью в Ви- руководства по церковной истории). Киев, 1878; Терновский Ф.А. Грековосточ- зантийской империи в эпоху образования и окончательного установления ха- ная церковь в период вселенских соборов. Чтения по церковной истории Ви- рактера этих взаимоотношений (353–566 гг.). Казань, 1880. 19 зантии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312– Он же. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по 842). Киев, 1883. сравнению с его идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской 14 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука… С. 5–6. властью. Казань, 1881. С. 13–14. 15 20 Лебедев А.П. Церковная историография… С. 433. Лебедева Г.Е. Ученый и время: И.И. Соколов… С. 10–11. 9 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »