ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
13
Она проявила себя в создании масштабных (с точки зрения про-
блематики и хронологии), исторических работ. Санкт-Петер-
бургская школа отличалась стилем «строгой и даже несколько
суховатой учености», основанным на скрупулезной критике ис-
точников
30
. Таковы блестящие исторические «этюды» В.В. Бо-
лотова, сделавшие его имя известным во всех центрах европей-
ской церковно-исторической науки
31
.
Оба направления церковной историографии имеют своих
почитателей и критиков. Наиболее слабым местом научного стиля
А.П. Лебедева называют «публицистическую манеру» и научную
«небрежность»
32
. Замечания в адрес В.В. Болотова ограничивают-
ся тем, что он якобы довел критический метод до предела и этим
исчерпал его «в какой-то степени»
33
. В то же время сильным ка-
чеством А.П. Лебедева как историка признается широта кругозо-
ра, проникновение в закономерности церковно-исторического
процесса, «жизненность» его представлений о церковной исто-
рии
34
. В.В. Болотов заслуживает самых высоких оценок как тон-
кий богослов и исследователь, виртуозно владеющий критиче-
ским методом
35
, к тому же преодолевший ограниченность пози-
тивизма за счет комплексного, «сравнительно-контекстуального»
метода
36
.
В трудах церковных историков начала ХХ в. лучшие дос-
тижения школ церковной историографии были своеобразным
образом синтезированы, что позволило выйти на новый уровень
специальных проблемно-аналитических исследований. Появи-
30
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 373–376; Си-
доров А.И. Василий Васильевич Болотов… С. XXXIX; Богданова Т.А.
Н.Н. Глубоковский и В.В. Болотов. К истории взаимоотношений авторов «Фео-
дорита» и «Theodoriatian`ы» // История древней церкви в научных традициях
ХХ в.: Материалы конференции памяти В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 48.
31
Памяти В.В. Болотова // Церковный вестник. 1875. № 16. С. 494.
32
Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 374.
33
Богданова Т.А. Указ. соч. С. 51.
34
Глубоковский Н.Н. Памяти почившего профессора А.П. Лебедева. СПб.,
1908. С. 5–7; Богданова Т.А. Указ. соч. С. 49.
35
Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 375–376.
36
Мусин А. Профессор Василий Болотов. В лаборатории историка // Исто-
рия древней церкви в научных традициях ХХ в. С. 96–98.
14
лись работы, посвященные отдельным темам раннехристианской
истории и во многих из них проблема отношений церкви и госу-
дарства в Римской империи I–IV вв. получила основательное
научное осмысление.
А.А. Спасский, ученик и преемник А.П. Лебедева, в своих
«Лекциях по древней церковной истории»
37
развивал метод ис-
торической критики, дополнив его сравнительным анализом и
приемом реконструкции. Он пересмотрел многие традиционные
воззрения церковной историографии на историю гонений. В свя-
зи с изучением догматических споров IV в. проблема отношений
церкви и государственной власти при первых христианских им-
ператорах рассматривалась А.А. Спасским в его докторской
диссертации, а
также в отдельных публикациях
38
.
А.И. Бриллиантов, последователь В.В. Болотова, в 1916 г.
издал фундаментальный труд «Император Константин Великий и
Миланский эдикт 313 г.», который можно считать итоговым для
отечественной церковной историографии рубежа ХIХ – начала
ХХ в. Проблема Миланского эдикта получила здесь историко-
генетическую постановку в контексте всей религиозной политики
Константина Великого и истории
отношений христианской церк-
ви и римского государства на протяжении первых десятилетий
IV в. Изучение историографии вопроса, глубокий текстологиче-
ский и сравнительный анализ источников, контекстуальный под-
ход позволили историку сделать ряд важных уточнений в источ-
никоведческой части проблемы и представить во всей полноте
сложную картину отношений церкви и государства при первом
христианском
императоре.
Важную роль в изучении истории взаимоотношений церк-
ви и государства при преемниках Константина Великого сыгра-
37
Спасский А.А. Лекции по древней церковной истории, читанные в Москов-
ской Духовной академии в 1910/1911 учебном году. М., 1911.
38
Он же. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в
связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История
учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914; Обращение императора Константина
Великого в христианство. Сергиев Посад, 1905.
Она проявила себя в создании масштабных (с точки зрения про- лись работы, посвященные отдельным темам раннехристианской блематики и хронологии), исторических работ. Санкт-Петер- истории и во многих из них проблема отношений церкви и госу- бургская школа отличалась стилем «строгой и даже несколько дарства в Римской империи I–IV вв. получила основательное суховатой учености», основанным на скрупулезной критике ис- научное осмысление. точников30. Таковы блестящие исторические «этюды» В.В. Бо- А.А. Спасский, ученик и преемник А.П. Лебедева, в своих лотова, сделавшие его имя известным во всех центрах европей- «Лекциях по древней церковной истории»37 развивал метод ис- ской церковно-исторической науки31. торической критики, дополнив его сравнительным анализом и Оба направления церковной историографии имеют своих приемом реконструкции. Он пересмотрел многие традиционные почитателей и критиков. Наиболее слабым местом научного стиля воззрения церковной историографии на историю гонений. В свя- А.П. Лебедева называют «публицистическую манеру» и научную зи с изучением догматических споров IV в. проблема отношений «небрежность»32. Замечания в адрес В.В. Болотова ограничивают- церкви и государственной власти при первых христианских им- ся тем, что он якобы довел критический метод до предела и этим ператорах рассматривалась А.А. Спасским в его докторской исчерпал его «в какой-то степени»33. В то же время сильным ка- диссертации, а также в отдельных публикациях38. чеством А.П. Лебедева как историка признается широта кругозо- А.И. Бриллиантов, последователь В.В. Болотова, в 1916 г. ра, проникновение в закономерности церковно-исторического издал фундаментальный труд «Император Константин Великий и процесса, «жизненность» его представлений о церковной исто- Миланский эдикт 313 г.», который можно считать итоговым для рии34. В.В. Болотов заслуживает самых высоких оценок как тон- отечественной церковной историографии рубежа ХIХ – начала кий богослов и исследователь, виртуозно владеющий критиче- ХХ в. Проблема Миланского эдикта получила здесь историко- ским методом35, к тому же преодолевший ограниченность пози- генетическую постановку в контексте всей религиозной политики тивизма за счет комплексного, «сравнительно-контекстуального» Константина Великого и истории отношений христианской церк- метода36. ви и римского государства на протяжении первых десятилетий В трудах церковных историков начала ХХ в. лучшие дос- IV в. Изучение историографии вопроса, глубокий текстологиче- тижения школ церковной историографии были своеобразным ский и сравнительный анализ источников, контекстуальный под- образом синтезированы, что позволило выйти на новый уровень ход позволили историку сделать ряд важных уточнений в источ- специальных проблемно-аналитических исследований. Появи- никоведческой части проблемы и представить во всей полноте сложную картину отношений церкви и государства при первом 30 христианском императоре. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 373–376; Си- Важную роль в изучении истории взаимоотношений церк- доров А.И. Василий Васильевич Болотов… С. XXXIX; Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский и В.В. Болотов. К истории взаимоотношений авторов «Фео- ви и государства при преемниках Константина Великого сыгра- дорита» и «Theodoriatian`ы» // История древней церкви в научных традициях ХХ в.: Материалы конференции памяти В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 48. 31 Памяти В.В. Болотова // Церковный вестник. 1875. № 16. С. 494. 32 Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 374. 33 37 Богданова Т.А. Указ. соч. С. 51. Спасский А.А. Лекции по древней церковной истории, читанные в Москов- 34 Глубоковский Н.Н. Памяти почившего профессора А.П. Лебедева. СПб., ской Духовной академии в 1910/1911 учебном году. М., 1911. 38 1908. С. 5–7; Богданова Т.А. Указ. соч. С. 49. Он же. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в 35 Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 375–376. связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История 36 Мусин А. Профессор Василий Болотов. В лаборатории историка // Исто- учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914; Обращение императора Константина рия древней церкви в научных традициях ХХ в. С. 96–98. Великого в христианство. Сергиев Посад, 1905. 13 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »