Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

15
ли исследования Я. Алфионова и Н.Ф. Чернявского
39
. Несмотря
на то, что их издание разделяет более тридцати лет, они отра-
жают общие особенности научного стиля московской и казан-
ской школ церковной историографии, отличающегося широкой
историко-генетической постановкой проблемы, подробной, стре-
мящейся к исчерпывающей полноте программой исследования.
Работы церковных историков А.В. Карташева и М.Э. По-
снова
40
, опубликованные в середине ХХ в. за рубежом как ре-
зультат их научно-педагогической деятельности сначала в Рос-
сии, а затем в эмиграции, олицетворяют завершающий этап ис-
тории отечественной церковно-исторической науки.
Особый интерес для нашей темы представляют историче-
ские труды специалистов по церковному праву, посвященные
историко-каноническим аспектам проблемы отношений
церкви
и государства в I–IV вв.
41
: профессора Казанской духовной ака-
демии И.С. Бердникова, исследовавшего положение христианст-
ва в Римской империи в свете норм государственного религиоз-
ного законодательства и церковных канонов
42
, а также две моно-
графии профессора канонического права П.В. Гидулянова по
истории становления церковной власти митрополитов и патри-
архов восточно-православной церкви в связи с формированием
церковно-государственных основ христианской империи
43
.
39
Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. М.,
1880; Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в
церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913.
40
Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002; Поснов М.Э. История
христианской церкви. Брюссель, 1964.
41
Лашкарев П. Отношение римского государства к религии вообще и к
христианству в особенности (до Константина Великого включительно). Киев,
1876; Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле охранения все-
ленской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Майиюнь, ноябрь-
декабрь; Кипарисов В. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в облас-
ти истории церкви и государства с I по IХ вв. Вып. 1. М., 1883.
42
Бердников И.С. Государственное положение религии в римско-визан-
тийской империи. Т. 1. Государственное положение религии в римской импе-
рии (до Константина Великого). Казань, 1881.
43
Гидулянов П.В. Митрополиты в первые три века христианства. М., 1903;
Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. (Из исто-
рии развития церковно-правительственной власти). Ярославль, 1908.
16
Российская церковная и светская историографии второй
половины ХIХначала ХХ в. находились во взаимодействии.
Специфика истории раннего христианства в греко-римском мире
и особенно в Византийской империи такова, что гражданский и
церковный разделы истории тесно переплетаются между собой.
Поэтому академическая профессура обсуждала темы светской
истории, а университетская работала в сфере
истории церков-
ной. Кроме того, ведущие профессора духовных академий зачас-
тую являлись одновременно профессорами Императорских уни-
верситетов и избирались членами Императорской академии наук
(А.П. Лебедев, Ф.А. Курганов).
Примером тесного сотрудничества духовно-академичес-
кой и светской науки является деятельность И.И. Соколова, уче-
ника Ф.А. Курганова, профессора Санкт
-Петербургской духов-
ной академии. В своих трудах он обосновал теорию «церковного
византинизма»
44
, активно сотрудничал с представителями свет-
ской византиноведческой науки Петербурга, работал в редакции
«Византийского временника», в 1919–1921 гг. читал в Киевском
университете лекции по истории Византии и византийской исто-
риографии
45
.
Научная биография Ф.И. Успенского, напротив, показыва-
ет пример ученого-византиниста, много давшего изучению ис-
тории христианства. В течение двадцати лет (с 1894 г.) он был
директором Русского археологического института в Константи-
нополе, осуществлял грандиозную работу по разысканию и пуб-
ликации вещественных и письменных источников на территории
бывшей Византийской империи. Одновременно
Ф.И. Успенский
являлся деканом историко-филологического факультета Ново-
российского университета, с 1914 – редактором «Византийского
Временника», с 1923 – председателем академического Россий-
ского Палестинского общества, возглавлял несколько академи-
44
Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении (всту-
пительная лекция по кафедре истории греко-восточной церкви (от разделения
церквей), прочитанная в СПбДА 1 ноября 1903 г.). СПб., 1903; Византологиче-
ская традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии // Христианское чте-
ние. 1904. Январь. С. 143–165.
45
Лебедева Г.Е. Ученый и времяС. 21–26.
ли исследования Я. Алфионова и Н.Ф. Чернявского39. Несмотря                         Российская церковная и светская историографии второй
на то, что их издание разделяет более тридцати лет, они отра-                 половины ХIХ – начала ХХ в. находились во взаимодействии.
жают общие особенности научного стиля московской и казан-                     Специфика истории раннего христианства в греко-римском мире
ской школ церковной историографии, отличающегося широкой                      и особенно в Византийской империи такова, что гражданский и
историко-генетической постановкой проблемы, подробной, стре-                  церковный разделы истории тесно переплетаются между собой.
мящейся к исчерпывающей полноте программой исследования.                      Поэтому академическая профессура обсуждала темы светской
      Работы церковных историков А.В. Карташева и М.Э. По-                    истории, а университетская работала в сфере истории церков-
снова40, опубликованные в середине ХХ в. за рубежом как ре-                   ной. Кроме того, ведущие профессора духовных академий зачас-
зультат их научно-педагогической деятельности сначала в Рос-                  тую являлись одновременно профессорами Императорских уни-
сии, а затем в эмиграции, олицетворяют завершающий этап ис-                   верситетов и избирались членами Императорской академии наук
тории отечественной церковно-исторической науки.                              (А.П. Лебедев, Ф.А. Курганов).
      Особый интерес для нашей темы представляют историче-                          Примером тесного сотрудничества духовно-академичес-
ские труды специалистов по церковному праву, посвященные                      кой и светской науки является деятельность И.И. Соколова, уче-
историко-каноническим аспектам проблемы отношений церкви                      ника Ф.А. Курганова, профессора Санкт-Петербургской духов-
и государства в I–IV вв.41: профессора Казанской духовной ака-                ной академии. В своих трудах он обосновал теорию «церковного
демии И.С. Бердникова, исследовавшего положение христианст-                   византинизма»44, активно сотрудничал с представителями свет-
ва в Римской империи в свете норм государственного религиоз-                  ской византиноведческой науки Петербурга, работал в редакции
ного законодательства и церковных канонов42, а также две моно-                «Византийского временника», в 1919–1921 гг. читал в Киевском
графии профессора канонического права П.В. Гидулянова по                      университете лекции по истории Византии и византийской исто-
истории становления церковной власти митрополитов и патри-                    риографии45.
архов восточно-православной церкви в связи с формированием                          Научная биография Ф.И. Успенского, напротив, показыва-
церковно-государственных основ христианской империи43.                        ет пример ученого-византиниста, много давшего изучению ис-
                                                                              тории христианства. В течение двадцати лет (с 1894 г.) он был
   39
       Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. М.,
                                                                              директором Русского археологического института в Константи-
1880; Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в         нополе, осуществлял грандиозную работу по разысканию и пуб-
церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913.                         ликации вещественных и письменных источников на территории
    40
       Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002; Поснов М.Э. История       бывшей Византийской империи. Одновременно Ф.И. Успенский
христианской церкви. Брюссель, 1964.
    41                                                                        являлся деканом историко-филологического факультета Ново-
       Лашкарев П. Отношение римского государства к религии вообще и к
христианству в особенности (до Константина Великого включительно). Киев,      российского университета, с 1914 – редактором «Византийского
1876; Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле охранения все-     Временника», с 1923 – председателем академического Россий-
ленской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Май–июнь, ноябрь-      ского Палестинского общества, возглавлял несколько академи-
декабрь; Кипарисов В. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в облас-
ти истории церкви и государства с I по IХ вв. Вып. 1. М., 1883.
    42                                                                            44
       Бердников И.С. Государственное положение религии в римско-визан-              Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении (всту-
тийской империи. Т. 1. Государственное положение религии в римской импе-      пительная лекция по кафедре истории греко-восточной церкви (от разделения
рии (до Константина Великого). Казань, 1881.                                  церквей), прочитанная в СПбДА 1 ноября 1903 г.). СПб., 1903; Византологиче-
    43
       Гидулянов П.В. Митрополиты в первые три века христианства. М., 1903;   ская традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии // Христианское чте-
Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. (Из исто-     ние. 1904. Январь. С. 143–165.
                                                                                  45
рии развития церковно-правительственной власти). Ярославль, 1908.                    Лебедева Г.Е. Ученый и время… С. 21–26.

                                    15                                                                            16