Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

11
принадлежала В.В. Болотову. Соединив таланты историка, бого-
слова и филолога, он вывел отечественную церковно-историчес-
кую науку на мировой уровень
21
. Проблема отношений церкви и
государства рассматривалась В.В. Болотовым в его «Лекциях по
истории древней церкви»
22
как наиболее важная составляющая
«внешней» истории церкви. Во введении он впервые в отечест-
венной историографии обосновал метод церковно-исторической
науки. Исходя из определения исторической церкви как «сооб-
щества верующих», он считал необходимым применять к ее изу-
чению классические исторические методы
23
. Поставив целью
непременно «давать всегда что-либо новое» в области церковно-
исторических знаний
24
, В.В. Болотов сделал главной установкой
своего творчества комплексную историческую критику первоис-
точников. Он возвел принцип исторической критики и требова-
ние достоверности до абсолюта, сознательно исключив сферу
предположений и субъективных оценок. В отношении древнего
периода церковной истории он ограничил себя «скромной целью
установить связь между ближайшими событиями, не задаваясь
целью
из звеньев этих событий воздвигнуть стройное вполне
законченное здание», поскольку качество и количество древних
церковных источников не позволяет делать более серьезные по-
строения
25
.
А.П. Лебедев и Ф.А. Курганов, напротив, считали необхо-
димым давать фактам «надлежащую оценку» и воссоздавать
«картину прошлой исторической жизни» в наиболее полном
21
Рубцов М.В. Василий Васильевич Болотов: Биографический очерк. Тверь,
1900. С. 62; Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов: Биографический очерк.
СПб., 1910. С. 13; Сидоров А.И. Василий Васильевич БолотовС. XXVI–
XXVII.
22
Впервые изданы А.И. Бриллиантовым в 1907–1917 гг. на основе лито-
графий и личного архива историка: Болотов В.В. Лекции по истории древней
церкви. М., 1994: Т. 1. Введение в церковную историю; Т. 2. История церкви в
период до Константина Великого; Т. 3. История церкви в период Вселенских
Соборов: 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй; Т. 4. История церкви в
период Вселенских Соборов: 3. История богословской мысли.
23
Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2. Лекции по
истории древней церкви. Введение в церковную историю. М., 2000. С. 15–24.
24
Цит. по: Бриллиантов А.И. Профессор В.В. БолотовС. 14.
25
Болотов В.В. СобраниеТ. 2. С. 29–30.
12
объеме
26
, что свидетельствует о серьезном различии методоло-
гических принципов историков.
Дело в том, что на первом этапе своего развития отечест-
венная церковно-историческая наука находились под влиянием
двух значительных фигур немецкой церковной историографии
А. Неандера и Ф.Х. Баура с их «глубоким пониманием христиан-
ства и его значения во всемирной истории»
27
, а также собственно
немецкого идеализма с его философией истории и диалектическим
методом. Ярче всего это проявилось в работах И.В. Чельцова,
И.Е. Троицкого, А.П. Лебедева, Ф.А. Курганова. К концу XIX в. в
западной церковно-исторической науке сформировалось новое
направление, наиболее авторитетно заявившее о себе в трудах
А. Гарнака
28
. Оно стало своеобразной реакцией на «гегельянские»
исторические построения и выразилось в обращении к детально-
му изучению древнейшей истории христианства. В.В. Болотов
первым из отечественных историков творчески усвоил новые
тенденции западно-европейской науки, за что и был назван со-
временниками «русским Гарнаком»
29
.
Из различий методологических установок происходят и
стилистические особенности церковно-исторических школ Мос-
ковской и Санкт-Петербургской Духовных академий в лице их
наиболее ярких представителейА.П. Лебедева и В.В. Болото-
ва. Для первой был свойственен публицистический стиль, на-
правленный на популяризацию церковно-исторического материа-
ла, при широкой постановке историко-
генетических проблем.
26
Курганов Ф.А. Византийский идеал С. 13–14; См. о том же: Лебе-
дев А.П. Церковная историографияС. 452.
27
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 264. (Neander A. Allgemeine Geschichte der
christlichen Religion und Kirche. Humburg, 1828; Baur F.H. Geschichte der christ-
lichen Kirche. Tubingen, 1867). См. характеристику этих трудов и об их влиянии
на российскую историографию: Лебедев А.П. Указ. соч. С. 265–329; Боло-
тов В.В. Указ. соч. С. 229–236; 239–249.
28
Его главные труды в переводе по изданию Брокгауза и Ефрона, б. г.: Гар-
нак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви
// Раннее христианство: В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 307–347; Гарнак А. История
догматов // Раннее христианство: В 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 87–507. О нем см.:
Лебедев А.П. Указ. соч. С. 353–395.
29
Бродов И. Отзыв на первый том «Лекций по истории древней церкви»
В.В. Болотова // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. Т. 1. С. 140.
принадлежала В.В. Болотову. Соединив таланты историка, бого-                    объеме26, что свидетельствует о серьезном различии методоло-
слова и филолога, он вывел отечественную церковно-историчес-                    гических принципов историков.
кую науку на мировой уровень21. Проблема отношений церкви и                           Дело в том, что на первом этапе своего развития отечест-
государства рассматривалась В.В. Болотовым в его «Лекциях по                    венная церковно-историческая наука находились под влиянием
истории древней церкви»22 как наиболее важная составляющая                      двух значительных фигур немецкой церковной историографии –
«внешней» истории церкви. Во введении он впервые в отечест-                     А. Неандера и Ф.Х. Баура с их «глубоким пониманием христиан-
венной историографии обосновал метод церковно-исторической                      ства и его значения во всемирной истории»27, а также собственно
науки. Исходя из определения исторической церкви как «сооб-                     немецкого идеализма с его философией истории и диалектическим
щества верующих», он считал необходимым применять к ее изу-                     методом. Ярче всего это проявилось в работах И.В. Чельцова,
чению классические исторические методы23. Поставив целью                        И.Е. Троицкого, А.П. Лебедева, Ф.А. Курганова. К концу XIX в. в
непременно «давать всегда что-либо новое» в области церковно-                   западной церковно-исторической науке сформировалось новое
исторических знаний24, В.В. Болотов сделал главной установкой                   направление, наиболее авторитетно заявившее о себе в трудах
своего творчества комплексную историческую критику первоис-                     А. Гарнака28. Оно стало своеобразной реакцией на «гегельянские»
точников. Он возвел принцип исторической критики и требова-                     исторические построения и выразилось в обращении к детально-
ние достоверности до абсолюта, сознательно исключив сферу                       му изучению древнейшей истории христианства. В.В. Болотов
предположений и субъективных оценок. В отношении древнего                       первым из отечественных историков творчески усвоил новые
периода церковной истории он ограничил себя «скромной целью                     тенденции западно-европейской науки, за что и был назван со-
– установить связь между ближайшими событиями, не задаваясь                     временниками «русским Гарнаком»29.
целью из звеньев этих событий воздвигнуть стройное вполне                             Из различий методологических установок происходят и
законченное здание», поскольку качество и количество древних                    стилистические особенности церковно-исторических школ Мос-
церковных источников не позволяет делать более серьезные по-                    ковской и Санкт-Петербургской Духовных академий в лице их
строения25.                                                                     наиболее ярких представителей – А.П. Лебедева и В.В. Болото-
      А.П. Лебедев и Ф.А. Курганов, напротив, считали необхо-                   ва. Для первой был свойственен публицистический стиль, на-
димым давать фактам «надлежащую оценку» и воссоздавать                          правленный на популяризацию церковно-исторического материа-
«картину прошлой исторической жизни» в наиболее полном                          ла, при широкой постановке историко-генетических проблем.
   21                                                                               26
      Рубцов М.В. Василий Васильевич Болотов: Биографический очерк. Тверь,              Курганов Ф.А. Византийский идеал… С. 13–14; См. о том же: Лебе-
1900. С. 62; Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов: Биографический очерк.     дев А.П. Церковная историография… С. 452.
                                                                                    27
СПб., 1910. С. 13; Сидоров А.И. Василий Васильевич Болотов… С. XXVI–                    Лебедев А.П. Указ. соч. С. 264. (Neander A. Allgemeine Geschichte der
XXVII.                                                                          christlichen Religion und Kirche. Humburg, 1828; Baur F.H. Geschichte der christ-
   22
      Впервые изданы А.И. Бриллиантовым в 1907–1917 гг. на основе лито-         lichen Kirche. Tubingen, 1867). См. характеристику этих трудов и об их влиянии
графий и личного архива историка: Болотов В.В. Лекции по истории древней        на российскую историографию: Лебедев А.П. Указ. соч. С. 265–329; Боло-
церкви. М., 1994: Т. 1. Введение в церковную историю; Т. 2. История церкви в    тов В.В. Указ. соч. С. 229–236; 239–249.
                                                                                    28
период до Константина Великого; Т. 3. История церкви в период Вселенских               Его главные труды в переводе по изданию Брокгауза и Ефрона, б. г.: Гар-
Соборов: 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй; Т. 4. История церкви в   нак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви
период Вселенских Соборов: 3. История богословской мысли.                       // Раннее христианство: В 2 т. Т. 1. М., 2001. С. 307–347; Гарнак А. История
   23
      Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 2. Лекции по       догматов // Раннее христианство: В 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 87–507. О нем см.:
истории древней церкви. Введение в церковную историю. М., 2000. С. 15–24.       Лебедев А.П. Указ. соч. С. 353–395.
   24                                                                               29
      Цит. по: Бриллиантов А.И. Профессор В.В. Болотов… С. 14.                         Бродов И. Отзыв на первый том «Лекций по истории древней церкви»
   25
      Болотов В.В. Собрание… Т. 2. С. 29–30.                                    В.В. Болотова // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. Т. 1. С. 140.

                                     11                                                                                12