Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

7
нее десятилетие развернулась деятельность по публикации тру-
дов дореволюционных авторов, которые сопровождаются стать-
ями, посвященными их творчеству
7
. Появились специальные ис-
следования
8
. Но процесс активного привлечения в научный обо-
рот наследия дореволюционной исторической науки по пробле-
мам истории раннего христианства еще только начался. Из всего
объема исторической литературы новыми изданиями представ-
лена хотя и важная, но незначительная его часть. Серьезных ис-
ториографических исследований в указанной области практиче-
ски не существует.
Всеми указанными
обстоятельствами определяется со-
держание настоящей работы, посвященной анализу концепций
церковно-государственных отношений в Римской империи I–IV
вв., развивавшихся в отечественной исторической науке второй
половины ХIХначала ХХ в.
7
См., например: Морозов М.А. А.П. Лебедев (1845–1908): его жизнь и на-
учная деятельность // Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от
времен апостольских до Х века. СПб., 1997; Сидоров А.И. Василий Васильевич
Болотовчеловек и ученый // Болотов В.В. Собрание церковно-исторических
трудов. Т. 1. Учение Оригена о Св. Троице. М., 1999; Кривушин И.В. Церковный
историк и церковно-историческая наука: момент осмысления // Лебедев А.П.
Церковная историография в ее главных представителях с IV по ХХ в. СПб.,
2000.
8
Лебедева Г.Е. К истории изучения церковной историографии конца ХIХ
начала ХХ века // Verbum. Выпуск 3. Византийское богословие и традиции
религиозно-философской мысли в России (Материалы международной конфе-
ренции, 26–30 сент. 2000 г., Санкт-Петербург). СПб., 2000; Заливалова Л.Н.,
Лебедева Г.Е. Из истории церковно-исторической науки: Ф.А. Курганов (1844–
1920) // Историческая мысль в
Византии и на средневековом Западе. Иваново,
1998; Погасий А.К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском уни-
верситете и Казанской Духовной Академии в ХIХнач. ХХ вв.: Автореф. дис.
канд. ист. наук. Казань, 1995; Суприянович А.Г. Некоторые аспекты пробле-
мы церковно-государственных отношений в трудах казанских историков церк-
ви второй половины ХIХ в. // История государственности Республики Татар-
стан и современность. Казань, 2000. С. 111–113; Мягков Г.М. У истоков иссле-
довательских школ в отечественной церковно-исторической науке // Историче-
ский ежегодник 2002–2003. Омск, 2003. С. 68–74; История древней церкви в
научных традициях ХХ в.: Материалы научно-церковной конференции памяти
В.В. Болотова. СПб., 2000.
8
В хронологических границах указанного периода проис-
ходит формирование научно-академического статуса церковно-
исторической науки и византинистики, расцвет их научной дея-
тельности, прерванный революцией 1917 г. К середине XIХ в.
при действии академических уставов 1814 и 1869 гг. были соз-
даны необходимые условия для оформления научно-академичес-
кого статуса отечественной церковно-исторической науки
9
. Цер-
ковная история заняла прочное место в ряду других богослов-
ских наук, а появление магистерских и докторских степеней,
приобретение которых связывалось с представлением печатной
диссертации и публичной защитой, стало одним из главных
стимулов для развития церковно-исторической науки
10
. Кроме
того, уставом для университетов (1863 г.) в круг предметов пре-
подавания на историко-филологическом факультете была вклю-
чена история церкви. Причем она должна была преподаваться в
университетах лицами, вышедшими из Духовных академий
11
.
Период 50–70-х гг. ХIХ в. можно считать «подготовитель-
ным» в истории отечественной церковно-исторической науки,
когда воспитываются кадры церковных историков, происходит
накопление знаний, материалов, опыта исследования. На стра-
ницах духовной печати ведется активная работа по изучению и
публикации источников, переводу и освоению зарубежной на-
учной литературы
12
.
При отсутствии отечественной церковно-исторической ли-
тературы для нужд духовно-академического образования в этот
период наиболее простым выходом стало создание работ рефе-
ративного характера, основанных на переработке трудов зару-
9
Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом разви-
тии и новейшем состоянии. Изд. Свято-Владимирского братства, 1992. С. 50;
Лебедев А.П. Церковная историографияС. 400–410.
10
Там же. С. 413.
11
Там же. С. 414.
12
См., например, наиболее авторитетные издания: при Московской Духов-
ной академии – «Прибавления к Творениям святых Отцов» (с 1843 г.), преоб-
разованные в 1892 г. в «Богословский вестник»; при Санкт-Петербургской
Духовной академии – «Христианское чтение» (с 1821); «Труды Киевской Ду-
ховной академии» с 1860 г; при Казанской Духовной академии – «Православ-
ный собеседник» (с 1855 г).
нее десятилетие развернулась деятельность по публикации тру-                         В хронологических границах указанного периода проис-
дов дореволюционных авторов, которые сопровождаются стать-                     ходит формирование научно-академического статуса церковно-
ями, посвященными их творчеству7. Появились специальные ис-                    исторической науки и византинистики, расцвет их научной дея-
следования8. Но процесс активного привлечения в научный обо-                   тельности, прерванный революцией 1917 г. К середине XIХ в.
рот наследия дореволюционной исторической науки по пробле-                     при действии академических уставов 1814 и 1869 гг. были соз-
мам истории раннего христианства еще только начался. Из всего                  даны необходимые условия для оформления научно-академичес-
объема исторической литературы новыми изданиями представ-                      кого статуса отечественной церковно-исторической науки9. Цер-
лена хотя и важная, но незначительная его часть. Серьезных ис-                 ковная история заняла прочное место в ряду других богослов-
ториографических исследований в указанной области практиче-                    ских наук, а появление магистерских и докторских степеней,
ски не существует.                                                             приобретение которых связывалось с представлением печатной
       Всеми указанными обстоятельствами определяется со-                      диссертации и публичной защитой, стало одним из главных
держание настоящей работы, посвященной анализу концепций                       стимулов для развития церковно-исторической науки10. Кроме
церковно-государственных отношений в Римской империи I–IV                      того, уставом для университетов (1863 г.) в круг предметов пре-
вв., развивавшихся в отечественной исторической науке второй                   подавания на историко-филологическом факультете была вклю-
половины ХIХ – начала ХХ в.                                                    чена история церкви. Причем она должна была преподаваться в
                                                                               университетах лицами, вышедшими из Духовных академий11.
                                                                                     Период 50–70-х гг. ХIХ в. можно считать «подготовитель-
   7
                                                                               ным» в истории отечественной церковно-исторической науки,
     См., например: Морозов М.А. А.П. Лебедев (1845–1908): его жизнь и на-
                                                                               когда воспитываются кадры церковных историков, происходит
учная деятельность // Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от
времен апостольских до Х века. СПб., 1997; Сидоров А.И. Василий Васильевич     накопление знаний, материалов, опыта исследования. На стра-
Болотов – человек и ученый // Болотов В.В. Собрание церковно-исторических      ницах духовной печати ведется активная работа по изучению и
трудов. Т. 1. Учение Оригена о Св. Троице. М., 1999; Кривушин И.В. Церковный   публикации источников, переводу и освоению зарубежной на-
историк и церковно-историческая наука: момент осмысления // Лебедев А.П.       учной литературы12.
Церковная историография в ее главных представителях с IV по ХХ в. СПб.,
2000.
                                                                                     При отсутствии отечественной церковно-исторической ли-
   8
     Лебедева Г.Е. К истории изучения церковной историографии конца ХIХ –      тературы для нужд духовно-академического образования в этот
начала ХХ века // Verbum. Выпуск 3. Византийское богословие и традиции         период наиболее простым выходом стало создание работ рефе-
религиозно-философской мысли в России (Материалы международной конфе-          ративного характера, основанных на переработке трудов зару-
ренции, 26–30 сент. 2000 г., Санкт-Петербург). СПб., 2000; Заливалова Л.Н.,
Лебедева Г.Е. Из истории церковно-исторической науки: Ф.А. Курганов (1844–
                                                                                  9
1920) // Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. Иваново,          Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом разви-
1998; Погасий А.К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском уни-      тии и новейшем состоянии. Изд. Свято-Владимирского братства, 1992. С. 50;
верситете и Казанской Духовной Академии в ХIХ – нач. ХХ вв.: Автореф. дис.     Лебедев А.П. Церковная историография… С. 400–410.
                                                                                  10
… канд. ист. наук. Казань, 1995; Суприянович А.Г. Некоторые аспекты пробле-          Там же. С. 413.
                                                                                  11
мы церковно-государственных отношений в трудах казанских историков церк-             Там же. С. 414.
                                                                                  12
ви второй половины ХIХ в. // История государственности Республики Татар-             См., например, наиболее авторитетные издания: при Московской Духов-
стан и современность. Казань, 2000. С. 111–113; Мягков Г.М. У истоков иссле-   ной академии – «Прибавления к Творениям святых Отцов» (с 1843 г.), преоб-
довательских школ в отечественной церковно-исторической науке // Историче-     разованные в 1892 г. в «Богословский вестник»; при Санкт-Петербургской
ский ежегодник 2002–2003. Омск, 2003. С. 68–74; История древней церкви в       Духовной академии – «Христианское чтение» (с 1821); «Труды Киевской Ду-
научных традициях ХХ в.: Материалы научно-церковной конференции памяти         ховной академии» с 1860 г; при Казанской Духовной академии – «Православ-
В.В. Болотова. СПб., 2000.                                                     ный собеседник» (с 1855 г).

                                     7                                                                             8