Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX столетия. Воронцова Т.И - 17 стр.

UptoLike

Рубрика: 

–17–
II. КОМИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП
В РОМАНЕ ГЮНТЕРА ГРАССА «СОБАЧЬИ ГОДЫ»
И.В. Крученок
Êîìè÷åñêèé ïàðàëëåëèçì — ýòî êîìïîçèöèîííûé ïðèåì,
îñíîâàííûé íà ñîïîñòàâëåííîñòè ñõîäíûõ ëèáî êîíòðàñòíûõ îá-
ðàçîâ è ñîáûòèé, ïðè ïîìîùè êîòîðîãî äîñòèãàåòñÿ çàðàíåå ðàñ-
ñ÷èòàííûé êîìè÷åñêèé ýôôåêò. Êàê îáùèé ïðèíöèï êîìïîçè-
öèè îí î÷åâèäåí â ðîìàíå Ã. Ãðàññà «Ñîáà÷üè ãîäû» (1963): ýòî
ñîïîñòàâëåíèå íà ìàêðîóðîâíå äâóõ ñþæåòíûõ ëèíèé — ðàçâè-
òèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé è èñòîðèè ñîáà÷üåé äèíàñ-
òèè. Òàêèì îáðàçîì, â ïðîèçâåäåíèè ïðîèñõîäèò êîìåäèéíîå ïå-
ðåîñìûñëåíèå æàíðà ñåìåéíîé õðîíèêè.
Èñòîðèÿ ïñà Ïðèíöà è åãî ïðåäêîâ òåñíî ïåðåïëåòàåòñÿ íå
òîëüêî ñ ñóäüáàìè ãëàâíûõ ãåðîåâ, íî è ñ ñóäüáîé âñåãî íåìåö-
êîãî íàðîäà. Óæå â ñàìîì íàçâàíèè ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðîå â
ñîîòíåñåííîñòè ñ òåêñòîì ïðèîáðåòàåò ìåòàôîðè÷åñêèé ñìûñë,
Ãðàññ, àêöåíòèðóÿ «ñîáà÷üþ» ëèíèþ, ïðîâîäèò ïàðàëëåëü ìåæäó
ïîëíûì ëèøåíèé ñóùåñòâîâàíèåì íåìöåâ â ãîäû ôàøèñòñêîé
äèêòàòóðû è ïîñëåâîåííîé ðàçðóõè è æèçíüþ «íåñ÷àñòíîé ñîáà-
êè æåñòîêîãî õîçÿèíà»
1
. Ïî ìíåíèþ çàïàäíîãåðìàíñêîãî êðèòèêà
Ïàóëÿ Êîíðàäà Êóðöà, àâòîð ñ ïîìîùüþ «ñîáà÷üåé ìåòàôîðû»
2
äåëàåò íàãëÿäíûì «ïîñòåïåííîå îáåñöåíèâàíèå ëè÷íîñòè è óòðà-
òó åþ ÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ â ðåçóëüòàòå ïîëèòèêè, ïðîâîäèìîé
Ãèòëåðîì»
3
.
Ïðåäñòàâèòåëè ñîáà÷üåãî ñåìåéñòâà ôèãóðèðóþò â êàæäîé
èç òðåõ ÷àñòåé ðîìàíà. Åñëè â ïåðâîé êíèãå ñîáàêà Ñåíòà — ëèøü
«ôèçè÷åñêè ðåàëüíîå æèâîòíîå»
4
è íå çàíèìàåò çíà÷èòåëüíîãî
ìåñòà â ïîâåñòâîâàíèè, òî ãëàâíûå «ñîáà÷üè» ïåðñîíàæè «Ëþ-
áîâíûõ ïèñåì» (íàçâàíèå âòîðîé ãëàâû) ïåñ Õàððàñ è åãî îò-
ïðûñê Ïðèíö íà÷èíàþò èãðàòü âåñüìà çàìåòíóþ ðîëü â îïèñûâà-