Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX столетия. Воронцова Т.И - 81 стр.

UptoLike

Рубрика: 

–81–
VI. ЛИРИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ «ВНЕШНЕГО»
И «ВНУТРЕННЕГО» В РОМАНЕ
ЖАНА РУО «ПОЛЯ ЧЕСТИ»
В.А. Пестерев
Æàí Ðóî, âîéäÿ â ñîâðåìåííóþ ôðàíöóçñêóþ ëèòåðàòóðó â
1990 ãîäó, êîãäà åãî ïåðâûé ðîìàí «Ïîëÿ ÷åñòè» ïîëó÷èë Ãîí-
êóðîâñêóþ ïðåìèþ è î êîòîðîì êðèòèêè ïèñàëè êàê î «ñàìîì
ïîðàçèòåëüíîì îòêðûòèè äåñÿòèëåòèÿ»
1
, îñòàåòñÿ âåðåí «ìåìóàð-
íîé» ëèíèè ñâîåãî òâîð÷åñòâà.  êàæäîì èç íàïèñàííûõ âïîñëåä-
ñòâèè ðîìàíîâ — áóäü òî êíèãà 1993 ãîäà «Çíàìåíèòûå ëþäè»
èëè «Çà âàøè ïîäàðêè» 1998, — îí ïðîäîëæàåò «èñòîðèþ» ñâîåé
ñåìüè: ñêðîìíûõ ïðîâèíöèàëîâ èç äåïàðòàìåíòà Íèæíåé Ëóà-
ðû
2
. Îäíîâðåìåííî òâîð÷åñòâî Ðóî — ýòî îäíî èç âîïëîùåíèé
íåñêîëüêèõ ñîâðåìåííûõ ëèòåðàòóðíûõ òåíäåíöèé: íåîêëàññè÷åñ-
êîé ïðîçû
3
, åå «ãèáðèäíîñòè», çíà÷èìîñòè õóäîæåñòâåííîé ôîð-
ìû, ëèðè÷åñêîå ïðåîáðàæåíèå ðîìàíà.
«Íåêîòîðûå ïîëàãàþò, ÷òî ÿ ïèøó ñåìåéíóþ ñàãó, ÷òî ÿ
ïðèíàäëåæó ê ðîìàíèñòàì-ìåìóàðèñòàì, — çàÿâëÿë Ðóî â èíòåð-
âüþ 1996 ãîäà, — òîãäà êàê íà ñàìîì äåëå âñå ìîè êíèãè — ýòî
àâòîïîðòðåòû â ðàçëè÷íûå ìîìåíòû ìîåé ëè÷íîé ýâîëþöèè»
4
.
Ñâèäåòåëüñòâî òîìó — ïðîèçâåäåíèÿ Ðóî, è êîíå÷íî, «Ïîëÿ ÷å-
ñòè» — ðîìàí-àâòîïîðòðåò, íî íå â ñìûñëå ôàêòîâ ïèñàòåëüñêîé
áèîãðàôèè, à ñêîðåå, ìîæíî ñêàçàòü, åãî îáùåãî æèçíåííîãî
îïûòà. Àâòîáèîãðàôè÷åñêèé ðàññêàç÷èê ïðèñóòñòâóåò â ðîìàíå
òîëüêî êàê åãî çàïå÷àòëåííîå âúäåíèå: êàê ñâîéñòâî åãî ïàìÿòè,
êàê ýìîöèîíàëüíàÿ òîíàëüíîñòü è îêðàøåííîñòü ïîâåñòâîâàíèÿ,
êàê ðåôëåêñèâíûå ìîìåíòû, êàê ëèòåðàòóðíàÿ è ñòèëèñòè÷åñêàÿ
ôîðìà åãî âîîáðàæåíèÿ.
Âíåøíèé ïëàí ðîìàíà — õðîíîëîãè÷åñêè ðàçáðîñàííîå äâè-
æåíèå èñòîðèè èç ðàçðÿäà ñåìåéíîé õðîíèêè, «óâåðòþðîé» ê
êîòîðîé, ïî ìíåíèþ Æ.-Ï. Ðèøàðà
5
, ÿâëÿåòñÿ ïðåðâàâøèé íà÷à-