Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX столетия. Воронцова Т.И - 85 стр.

UptoLike

Рубрика: 

–85–
Жан Руо « Поля чести»
Íå îãðàíè÷èâàÿñü ëèðè÷åñêîé íàñûùåííîñòüþ îáðàçà, Ðóî
ââîäèò íåïîñðåäñòâåííûå ýìîöèîíàëüíûå ìîòèâû, áóäòî îòñòðà-
íÿÿñü îò âíåøíåãî è ïåðåêëþ÷àÿ âíèìàíèå íà âûçûâàåìûå äîæ-
äåì ñîñòîÿíèÿ. Íà ñàìîì äåëå êîíòåêñòóàëüíî èëè êîííîòàòèâíî
«äîæäü» ïðèñóòñòâóåò â «ñåíòèìåíòàëüíîé» îáðàçíîñòè, à òî è
ââîäèòñÿ â íåå. Íî êàæäûé ðàç ÷óâñòâî — ïðè åãî òî÷íîé âåð-
áàëüíîé êîíñòàòàöèè — óãëóáëÿåòñÿ è íþàíñèðóåòñÿ ìåòàôîðè-
÷åñêè èëè ìåòîíèìè÷åñêè: «íåèçáûâíàÿ ãðóñòü» (14) («un fond
de tristesse» (17); «ãðóñòü õðîíè÷åñêàÿ, ñêóïàÿ íà ïðîÿâëåíèÿ»
(16) («tristesse endémique, économe de ses effets» (19); «òîñêà æå è
îòðàâà äóøè — ýòî íåñêîí÷àåìàÿ ìîðîñü ïîä íàâèñøèì íèçêèì
íåáîì» (18) («l’ennui est au contraire un poison de l’âme, celui des
crachins interminables et des ciels bas» (21); «îùóùåíèå êîíöà ñâå-
òà, åãî ìåäëåííîãî ïîãëîùåíèÿ âîäîé» (19) («impression que le
monde s’achève doucement, s’enlise» (21-22). Ñêàçàííîå î äîæäå,
êàê ïîìíèì, ÷òî ýòî «ôèëîñîôñêèé ýëåìåíò», «ïðåîáðàæàþùåéñÿ
íà íàøèõ ãëàçàõ», Ðóî íåïîñðåäñòâåííî ïåðåâîäèò â ñòèëåâóþ
ìàíåðó: ñîçäàåò äèíàìèêó ìåíÿþùèõñÿ ôîðì äîæäÿ. Åãî ïèñüìî
â ýòîì ôðàãìåíòå — ïîñòîÿííîå ïåðåêëþ÷åíèå îò ðàçíîîáðàçèÿ
îáðàçîòâîð÷åñòâà ê ñî÷ëåíåíèþ, íàíèçûâàíèþ îáðàçíûõ èííî-
âàöèé «äîæäÿ» â äâèæåíèè ëèðè÷åñêîé ìûñëè: «íåïðîõîäÿùàÿ
èçìîðîñü» (13) («une bruine tenace» (16); «ïóäðà âîäÿíàÿ, òèõàÿ
çàäóì÷èâàÿ ìóçûêà, äàíü òîñêå» (18) («une poudre d’eau, une
petite musique méditative, un hommage à l’ennui» (21); «ïëîòíàÿ
çàâåñà» (19) («un lent rideau dense, obstine» (21); «ãóñòàÿ èçìî-
ðîñü» (19) («crachin serré» (21); «èãðóøå÷íûé ïîòîï» (24) («un
déluge presque enfantin» (25); «íå äîæäü, à èãðà â ïðÿòêè, â êîø-
êè-ìûøêè» (24) («ce n’est pas la pluie, mais une partie de cache-
cache, un jeu du chat et de la souris» (26). Îáðàçíî ðàçëè÷íîå, êàê
âèäèì, ñîåäèíÿåòñÿ â ëèðè÷åñêîì ñèíòåçå òåêñòà. Ê òîìó æå ñ
àâòîðñêèì ïðèñòðàñòèåì ê óñèëåíèþ ôîðìàëüíîé õóäîæåñòâåí-
íîñòè, ê îòäåëàííîñòè ôîðìû. È â ýòîì îáíàðóæèâàåò ñåáÿ íîâàÿ
àâòîïîðòðåòíàÿ ãðàíü Ðóî-õóäîæíèêà, äëÿ êîòîðîãî «êàê äëÿ
ïèñàòåëÿ ïåðâûì âñåãäà áûë âîïðîñ ôîðìû»
11
. Ðóî äåéñòâèòåëü-
íî óäàëîñü, — ïèøåò Æ.-Ï. Ðèøàð, — «ñîçäàòü ÿçûê, êîòîðûé â
èãðîâîì ïîâåäåíèè íåéòðàëèçóåò ñòðàõ [òðåâîãó, òîñêó], êîòî-
ðûé îáðåòàåò, ñîõðàíÿåò è íåñåò â ñåáå äîñòîâåðíûé è ãëóáîêèé
çàðÿä ÷óâñòâà, âñåöåëî ïðîòèâîäåéñòâóÿ åãî ïåðåõîäó çà ãðàíü
íåâûðàçèìîãî èëè íåïîñòèæèìîãî»
12
.