Философия. Вострякова Ю.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
Тема 14
Социальная философия
Интерес к общественному бытию человека постоянная тема обсуждения в
философии. Платон связывал модель идеального государства с теорией идей, Августин
рассматривал общество, «град земной», в свете «града Божьего». В Новое время Гоббс и
Локк разрабатывают концепцию общественного договора (договорная концепция
государства). Позитивизм (Конт, Спенсер) с его ориентацией на
научное знание
способствовал вычленению из философии специальной науки об обществесоциологии,
которую интересуют понятия социального института, структура общества и т.п.
Философия жизни и феноменология привели к становлению социологии повседневности.
Сегодня представляется возможным выделение следующих философских подходов
к определению общества.
1. «От природы к обществу», суть которого определяется натуралистическим
подходом (подчеркивается особая роль географических и демографических
факторов развития общества).
2. Психологизм-общество конструируется по образу и подобию индивида, а сам
индивид рассматривается изолированно от общественных условий.
3. Концепция социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс). Социальное действие
всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими
субъектами. Каждый индивид частично
«запрограммирован» существующими
социальными нормами, он оценивает альтернативы, принимает решения и
добивается их исполнения. Все общество выступает как система социальных
действий.
4. Теория предметного действия (Маркс). Общество есть совокупность
общественных отношений, которые определяются собственностью на средства
производств: в продуктах труда в результате производственной кооперации следы
индивидуального как бы «смываются», поэтому за
появление общественного
ответственен символический характер деятельности множества людей,
обменивающихся продуктами своей деятельности.
5. Лингвистическая. Если язык есть главная отличительная черта человека, то он
определяет и лицо общества. Общество выступает как коммуникативно-
дискурсивное целое, которое возможно лишь там, где торжествуют открытость,
демократичность, критичность.
Общественная жизнь предполагает некоторую «сверхличную» жизнь и в
философии
ХХ в. появляется понятие «интерсубъективность» - это особая
реальность, складывающаяся при взаимодействии людей и располагающаяся в
поле «Я-Ты-Другой».
Литература
Мир философии. М., 1991.
Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.