Телевидение в связях с общественностью. Захаров В.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

мысль, которую он хочет вложить в свой проект. На этом этапе преподаватель оценивает ясность идеи курсовой,
ее аргументацию и т.д. А после того, как идея отработана, можно писать двухрядный сценарий, который очень
пригодится при съемке.
В заключение этой части необходимо отметить, что в реальности последовательность действий может
быть не такой: тема не выбирается, а задается; возможно, что материал у человека уже собран, и он сразу может
приступать к написанию сценария, да и сама сценарная стадия может внешне отсутствоватьтакое происхо-
дит, когда автор передачи выступает и как автор (соавтор) сценария и как режиссер (курсовая работа по теле-
журналистике относится как раз к такому случаю). Главноек моменту начала съемок студент должен доста-
точно точно представлять себе идею будущей работы, ее основной материал.
И еще одно обстоятельство: и двухрядный и, особенно, литературный сценарий представляют собой не
более чем проект будущей курсовой работы. Окончательный вариант может отличаться, и очень сильно, от то-
го, чтоб задумывалось на начальных стадиях работы.
ПРИСТУПАЕМ К СЪЕМКАМ
Утвердив сценарий, можно приступать к съемкам. На этом этапе помимо преподавателя полезно подклю-
чить к работе оператора (имеется в виду подготовка к съемкам), чтобы обсудить детали съемочных работ. Во
всяком случае, безусловно, необходимо договориться с оператором о дне и времени съемок. Помните, что опе-
ратор, как правило, тоже студент и у него масса других дел. Кроме того, съемочная аппаратура используется и
для проведения учебных занятий по расписанию. Забота о готовности камеры и аккумуляторов, о том, чтобы в
нужное время камера не была занята, лежит на операторе, но лучше подстраховаться и самим обсудить все в
телелаборатории кафедры.
Готовясь к съемкам, необходимо помнить ряд важных обстоятельств. Прежде всего, не надейтесь на по-
вторную съемку: во-первых, работу оператора выполняет один из студентов и время, которое он может уделить
вам, не безгранично, к тому же оператор нужен не только вам. Поэтому все, что нужно, должно быть снято за
один раз! Во-вторых, за время, пока вы поймете необходимость доснять материал, могут измениться погодные
условия, время года и т.д. и вы никак не сможете объяснить зрителю, почему в одном кадре люди отвечают на
ваш вопрос на улице, утопающей в зелени, а в следующемна фоне пожухлой, опавшей листвы. Такой матери-
ал вам придется переснимать полностью. Еще хуже, когда ваш герой по каким-то причинам не может (или не
хочет) больше выступать перед камерой. Тут, скорее всего, вообще ничего не переделаешь, и придется менять
тему курсовой работы и начинать все сначала. В-третьих, для нормальной работы при монтаже необходимо,
чтобы отснятого материала было в несколько раз больше, чем собственно объем курсовой. Практика показала,
что если отснято материала меньше 20 минут, то это чревато проблемами: у вас не хватит кадров (ведь многие
кадры будут по той или иной причине отбракованы, многие войдут в окончательный вариант не полностью). С
другой стороны, если вы отснимете больше 40 минут, то это потребует много времени для выработки монтаж-
ного плана (подробнее о нем мы скажем ниже): нужно будет не один раз просмотреть отснятый материал, что-
бы отобрать нужное и лучшее.
Отправляясь на съемки, посвятите оператора как можно полнее в ваш замысел. Ведь он не просто механи-
ческий исполнитель вашей воли, онваш соавтор. От того, насколько он понимает ваш замысел, во многом
зависит качество его работы. В то же время не забывайте, что все-таки работой оператора руководите вы. По
возможности на месте проверяйте (а лучше заранее обсуждайте), что и как он отснял. Это позволит переснять
отдельные фрагменты, не возвращаясь на место съемок.
Тщательно продумайте, какие кадры вы хотите снять. Не надейтесь на свою памятьсоставьте список
кадров, которые необходимо снять, с указанием крупности, длительности, точки съемки, ракурса. Не скупитесь
по времени: лучше снять лишнее, чем потом при монтаже обнаружить, что картинок слишком мало и быть вы-
нужденным повторять одни и те же кадрыэто считается серьезной ошибкой и ведет к снижению оценки. Сни-
мите одни и те же планы разной крупностью, с разных точек.
Не злоупотребляйте наездами и отъездами. Помните, что такой функции в человеческом мозгу нет, мы
просто переключаем внимание с одного на другое. Поэтому попросите оператора снять несколько кадров раз-
ной крупности. Также будьте внимательны с панорамами и вообще с движением камеры.
Хотя операторская работа в принципе не оценивается, за грубые ошибки отвечать придется и автору, кро-
ме того, они могут испортить общее впечатление от курсовой (ведь оценка не только рациональна, она обяза-
тельно еще и эмоциональна).
При подготовке к съемке интервью необходимо не только договориться о времени и месте (и ни в коем
случае не опаздывать!), но и обязательно сообщить вашему собеседнику примерный круг вопросов, попытаться
выяснить его позицию и аргументы в спорных, конфликтных ситуациях, продумать свои реакции на возможные
ответы. Ни в коем случае не сообщайте заранее точные формулировки вопросов! Вы рискуете получить за-
ученный наизусть ответ, произнесенный неестественным тоном и в неестественных формулировках! Грубей-
шей ошибкой является чтение ответов интервьюируемым! Такая ошибка, безусловно, означает неудовлетвори-
тельную оценку.
Перед началом съемки хорошо дать интервьюируемому возможность привыкнуть к камере. Пока вы веде-
те непринужденную беседу о погоде и футболе, оператор установит камеру, снимет (это очень важно!) интерь-
ер помещения, в котором проходит интервью (цветы, картины и фотографии, порядок или беспорядок на рабо-
чем столе хозяина), вас (кивающим, улыбающимся или смеющимся шутке, слушающим и т.п.). Вообще как
можно внимательнее осмотрите интерьер, в котором «живет» ваш собеседник: здесь можно найти массу инте-