ВУЗ:
Составители:
реснейших подробностей, великолепно характеризующих человека.
Собственно интервью лучше начинать, когда ваш визави освоился с камерой (если, конечно, позволяет
время). Снимать лучше только ответы (по возможности разной крупностью). Если обстоятельства позволяют,
ваши вопросы оператор снимет, повернув камеру на вас (для этого нужна пауза). Если же нет, можно попытать-
ся снять ваши вопросы отдельно после интервью. Доснять можно также и ваши реакции на рассказ собеседника
– улыбку, кивки головой, удивление и т.д.
Не забывайте о правилах проведения телеинтервью:
• интервью – это беседа двух человек, поэтому обращаются они не в камеру, а друг к другу. В отдельных
случаях допускаются так называемые открытые интервью, когда интервьюер включает в беседу и зрителей. В
этом случае возможно и обращение в камеру;
• задав вопрос, нельзя отводить взгляд от собеседника, демонстрируя ему свое невнимание. Если вам не-
обходимо посмотреть в свои материалы, выслушайте хотя бы несколько фраз собеседника и только потом спо-
койно взгляните в записи;
• нельзя занимать позицию, в которой бы собеседники находились плечом к плечу, лицом к камере – это
не естественно для беседы, заставляет вас выворачивать корпус друг к другу;
• если у вас нет «петлички», ни в коем случае не передавайте микрофон интервьюируемому – это полно-
стью лишает вас инициативы. Лучше заранее объясните собеседнику, что вы поднесете ему микрофон, а если
забыли это сделать, то просто не выпускайте его из рук;
При съемках панельных интервью не приглашайте друзей и знакомых в качестве статистов – как правило,
неестественность их поведения заметна. Формулировка вопроса должна быть одинакова для всех, иначе вы по-
лучите ответы на разные темы. В формулировке вопроса не должна содержаться подсказка ответа. Хотя обес-
печить репрезентативность выборки при панельных интервью практически невозможно, все-таки стоит опро-
сить разных по полу, возрасту и социальному положению людей. Странно видеть, когда на вопрос, ответ на
который заведомо разный у людей, скажем, разного возраста, дают только молодые люди. Странно выглядит
передача, где на вопросы, связанные с качеством пенсионного обеспечения, отвечают молодые люди: пенсия
для этого возраста не представляет никакой ценности! Странно выглядят также «коллективные» интервью, ко-
гда группа стоящих рядом людей по очереди отвечает на вопросы. Браком являются интервью, в которых неес-
тественно выпрямившиеся люди книжными словами формулируют корявые ответы в духе «генеральной линии
партии». Люди должны выглядеть естественно.
Если для вашей курсовой работы необходимо снять какое-то мероприятие или событие, то предварительно
следует получить разрешение на это. Затем тщательно ознакомиться со сценарием мероприятия, чтобы заранее
определить с оператором, что и как вы будете снимать. Заранее надо приготовиться и к интервью с участника-
ми и зрителями. Сложность их состоит в том, что вряд ли возможно договориться о них заранее и предупредить
о возможном круге вопросов. Поэтому особенно тщательно продумываются критерии отбора возможных собе-
седников, собственно вопросы с учетом самого широкого круга вариантов ответов. Помните: чем тщательнее
вы подготовитесь к таким интервью, тем проще вам будет выкручиваться в неожиданных ситуациях.
Обязательным (хотя и несколько искусственным) условием курсовой работы является наличие в сюжете
стенд-апа. Он служит для проверки умения студента держаться перед камерой. Место его съемок и содержание
должны соответствовать материалу передачи, он не должен быть затянут, но и не должен быть слишком коро-
ток.
Ну и, наконец, не забудьте кассету – в этой беде оператор вряд ли вас выручит. Хорошо, если поблизости
окажется необходимый магазин. Но даже в этом случае добавится нервотрепки.
МОНТАЖ
Вот, наконец, закончилась беготня с камерой, морока с оператором, интервьюируемыми, всяческие согла-
сования, переговоры и уговоры, поиск мест с необходимыми видами – весь материал отснят. Буквально через
несколько дней вы получите то, к чему вы стремитесь – первую (по крайней мере, для большинства) телевизи-
онную передачу, сделанную своими руками. Вы набрали необходимый материал, теперь осталось «сложить»
это все и превратить в видеосюжет.
На разных студиях действуют по-разному. На одних берут текст из двухрядного сценария и подкладывают
подходящие кадры. На других сначала монтируют видеоряд, а потом уже пишут закадровый текст. Двигаясь по
первому пути, вы рискуете создать иллюстрированную радиопередачу, оставив неиспользованными преимуще-
ства телевидения.
Более продуктивен (хотя и более сложен) второй путь. Сначала вам придется несколько раз внимательно
просмотреть отснятый материал, чтобы определиться, какие кадры и в какой последовательности вы включите
в свою курсовую работу – так вы составите монтажный план. Запомните: без монтажного плана приходить на
монтаж в телелабораторию кафедры бессмысленно – лаборанты не будут заниматься с вами работой, которую
вы должны сделать сами.
Монтажный план составляется так. Обозначим кадры на кассете как последовательность А, Б, В, Г, Д, Е,
Ж, З, И, … . Далее необходимо отобрать нужные нам кадры (т.е. найти их начало и конец на кассете) и опреде-
лить, в какой последовательности они будут расположены в нашей работе. Обязательно полностью смотав кас-
сету на начало и обнулив счетчик, определяем хронометраж имеющихся кадров. Например, получены следую-