ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
32
слово изначально включало в себя три компонента: внешняя форма (звуко-
вая оболочка), содержание и внутренняя форма – некий образ реалии, ко-
торую обозначает слово. Лексемы, не лишившиеся внутренней формы,
этимологически прозрачны. Именно этот слой лексики стал базой для по-
этической речи. Изначально в основе художественной образности лежит не
иносказание, а ассоциация (!). В русской классической литературе на осно-
ве чувственных представлений строится поэзия Афанасия Фета. Можно на
уроке в школе рассмотреть стихотворение «Шёпот, робкое дыханье» с по-
зиций психолингвистики. Надо обратить внимание учащихся (учить) на то,
как игра с чувственными образными ассоциациями способствует выраже-
нию авторского замысла. Видимо, нецелесообразно рассмотрению перцеп-
тивных образов посвящать весь урок, но это может стать одним из аспектов
анализа стихотворения.
Информация об образном компоненте лексического значения может
быть востребована на уроках русского языка у иностранных студентов. С
образом Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров (основоположники лингво-
страноведения в отечественном языкознании) связывают понятие «лекси-
ческого фона» слова. «Семантика слова одним лексическим понятием не
исчерпывается – со словом тесно спрягается совокупность знаний, относя-
щихся к называемому словом предмету или явлению, которая была нами
названа лексическим фоном. …Бытует мнение, что при изучении языка
иностранцами должен усваиваться языковой материал, т.е. слова, словосо-
четания, предложения, а не предметы и явления, называемые ими. Не со-
гласимся с этим утверждением. Внеязыковая действительность для изу-
чающего язык является не данным, а искомым»
4
. Одним из основных ди-
дактических принципов лингвострановедения является принцип, основы-
4
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческий словарь: зрительная
семантизация русских слов // Русский язык за рубежом. – 1975. – №4. – С. 80–82.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »