Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
ПРИЛОЖЕНИЕ
И. КАНТ
Понятие философии вообще
III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ. – ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ
ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ. – СУЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. – САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ
ЭТОЙ НАУКИ
Иногда трудно объяснить, что разумеется под той или иной наукой. Но
благодаря установлению своего определенного понятия наука выигрывает
в точности и с помощью надежных оснований избегает многих ошибок,
которые в нее вкрадываются, когда известную науку еще не могут отли-
чить от родственных ей наук.
Однако, прежде чем попытаться дать определение философии, мы
должны сначала исследовать сам характер различных знаний и, так как
философские знания принадлежат к знаниям рациональным, выяснить, в
частности, что следует понимать под этими последними.
Рациональные знания противополагаются знаниям историческим. Пер-
выесуть знания из принципов (ех principiis); последниезнания из дан-
ных (ex datis). Но знание может возникнуть из разума и все-таки быть ис-
торическим. Если, например, литератор изучает продукты чужого разума,
то его знание о таких продуктах разума лишь историческое.
В самом деле знания можно различать:
1) по их объективному происхождению, т. е. но источникам, из кото-
рых знание только и возможно. В этом смысле все знания бывают или ра-
циональными, или эмпирическими;
2) по их субъективному происхождению, т. е. по тому способу, каким
знание может приобретаться людьми. С этой последней точки зрения зна-
ния бывают или рациональными, или историческими, каким бы путем они
сами по себе ни возникали. Следовательно, объективно нечто может быть ра-
циональным знанием, хотя субъективно оно является лишь историческим.
Некоторые рациональные знания вредно приобретать только историче-
ски; в отношении же других это безразлично. Например, шкипер знает
правила судоходства исторически, из своих таблиц, и этого для него доста-
точно. Если же правовед знает правоведение лишь исторически, то он пло-
хой судья, а в качестве законодателя и совсем не пригоден.
Воспроизводится по тексту: Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С.
329 – 334.
                            ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                 И. КАНТ

                     Понятие философии вообще∗

     III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ. – ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ
    ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ. – СУЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
      И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. – САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ
                             ЭТОЙ НАУКИ
    Иногда трудно объяснить, что разумеется под той или иной наукой. Но
благодаря установлению своего определенного понятия наука выигрывает
в точности и с помощью надежных оснований избегает многих ошибок,
которые в нее вкрадываются, когда известную науку еще не могут отли-
чить от родственных ей наук.
    Однако, прежде чем попытаться дать определение философии, мы
должны сначала исследовать сам характер различных знаний и, так как
философские знания принадлежат к знаниям рациональным, выяснить, в
частности, что следует понимать под этими последними.
    Рациональные знания противополагаются знаниям историческим. Пер-
вые – суть знания из принципов (ех principiis); последние – знания из дан-
ных (ex datis). Но знание может возникнуть из разума и все-таки быть ис-
торическим. Если, например, литератор изучает продукты чужого разума,
то его знание о таких продуктах разума лишь историческое.
    В самом деле знания можно различать:
    1) по их объективному происхождению, т. е. но источникам, из кото-
рых знание только и возможно. В этом смысле все знания бывают или ра-
циональными, или эмпирическими;
    2) по их субъективному происхождению, т. е. по тому способу, каким
знание может приобретаться людьми. С этой последней точки зрения зна-
ния бывают или рациональными, или историческими, каким бы путем они
сами по себе ни возникали. Следовательно, объективно нечто может быть ра-
циональным знанием, хотя субъективно оно является лишь историческим.
    Некоторые рациональные знания вредно приобретать только историче-
ски; в отношении же других это безразлично. Например, шкипер знает
правила судоходства исторически, из своих таблиц, и этого для него доста-
точно. Если же правовед знает правоведение лишь исторически, то он пло-
хой судья, а в качестве законодателя и совсем не пригоден.

∗
 Воспроизводится по тексту: Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С.
329 – 334.

                                                                       21