Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
Из указанного различия между объективно и субъективно рациональ-
ными знаниями явствует также, что в известном смысле можно филосо-
фию изучать и не быть способным философствовать. Следовательно, кто
хочет стать философом в собственном смысле, тот должен научиться сво-
бодному, а не одному лишь подражательному и, так сказать, механическо-
му применению своего разума.
––––
Мы объяснили рациональные знания как знания из принципов, и отсю-
да следует, что они должны быть априорными. Но существует два вида ап-
риорных знаний, имеющих, однако, много значительных различий, именно
математика и философия.
Принято утверждать, что математика и философия различаются друг от
друга по объекту, поскольку первая трактует о количестве, а вторая о ка-
честве. Все это неверно. Различие этих наук не может корениться в объек-
те, ибо философия касается всего, а следовательно, и количества (quanta),
как отчасти и математика, поскольку все имеет величину. Специфическое
различие между двумя этими науками составляют лишь различия в способе
рационального познания, или применения разума в математике и филосо-
фии. А именно: философия есть рациональное знание из одних только по-
нятий, математика же, напротив, – рациональное познание посредством
конструирования понятий.
Мы конструируем понятия, когда представляем их в созерцании a pri-
ori, помимо опыта, или когда представляем в созерцании предмет, который
соответствует нашему понятию о нем. Математик никогда не может поль-
зоваться в [применении] своего разума одними только понятиями, фило-
соф жеконструированием понятий. В математике разум применяется in
concrete, но созерцание не эмпирично, и здесь нечто становится предметом
созерцания a priori.
Итак, мы видим, математика имеет преимущество перед философией в
том, что знания первой интуитивны, в то время как знания последней
лишь дискурсивны. Причина же, почему в математике мы рассматриваем
преимущественно величины, заключается в том, что величины могут быть
a priori конструированы в созерцании, качества же, напротив, нельзя пред-
ставить в созерцании.
––––
Итак, философия есть система философских знаний, или рациональных
знаний из понятий. Таково школьное понятие этой науки. По мировому же
понятию (Weltbe-griff) она есть наука о последних целях человеческого ра-
зума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсо-
   Из указанного различия между объективно и субъективно рациональ-
ными знаниями явствует также, что в известном смысле можно филосо-
фию изучать и не быть способным философствовать. Следовательно, кто
хочет стать философом в собственном смысле, тот должен научиться сво-
бодному, а не одному лишь подражательному и, так сказать, механическо-
му применению своего разума.
                                  ––––
     Мы объяснили рациональные знания как знания из принципов, и отсю-
да следует, что они должны быть априорными. Но существует два вида ап-
риорных знаний, имеющих, однако, много значительных различий, именно
математика и философия.
     Принято утверждать, что математика и философия различаются друг от
друга по объекту, поскольку первая трактует о количестве, а вторая о ка-
честве. Все это неверно. Различие этих наук не может корениться в объек-
те, ибо философия касается всего, а следовательно, и количества (quanta),
как отчасти и математика, поскольку все имеет величину. Специфическое
различие между двумя этими науками составляют лишь различия в способе
рационального познания, или применения разума в математике и филосо-
фии. А именно: философия есть рациональное знание из одних только по-
нятий, математика же, напротив, – рациональное познание посредством
конструирования понятий.
     Мы конструируем понятия, когда представляем их в созерцании a pri-
ori, помимо опыта, или когда представляем в созерцании предмет, который
соответствует нашему понятию о нем. Математик никогда не может поль-
зоваться в [применении] своего разума одними только понятиями, фило-
соф же – конструированием понятий. В математике разум применяется in
concrete, но созерцание не эмпирично, и здесь нечто становится предметом
созерцания a priori.
     Итак, мы видим, математика имеет преимущество перед философией в
том, что знания первой интуитивны, в то время как знания последней
лишь дискурсивны. Причина же, почему в математике мы рассматриваем
преимущественно величины, заключается в том, что величины могут быть
a priori конструированы в созерцании, качества же, напротив, нельзя пред-
ставить в созерцании.
                                  ––––
   Итак, философия есть система философских знаний, или рациональных
знаний из понятий. Таково школьное понятие этой науки. По мировому же
понятию (Weltbe-griff) она есть наука о последних целях человеческого ра-
зума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсо-

22