Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23
лютную ценность. И действительно, она есть то, что одно только и имеет
внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям.
Ведь всегда спрашивают в конце концов, чему служит философствова-
ние и его конечная цельсама философия, рассматриваемая согласно
школьному понятию?
В этом схоластическом значении слова философия имеет в виду лишь
умение, в смысле же ее мирового понятияполезность. В первом смысле
она есть, следовательно, учение об умении; в последнемучение о мудро-
сти, законодательница разума, и постольку философне виртуоз ума, но
законодатель.
Виртуоз ума, или, как его называет Сократ, филодокс, стремится толь-
ко к спекулятивному знанию, не обращая внимания на то, насколько со-
действует это знание последним целям человеческого разума: он дает пра-
вила применения разума для всевозможных произвольных целей. Практи-
ческий философнаставник мудрости учением и деломесть философ в
собственном смысле. Ибо философия есть идея совершенной мудрости,
указывающей нам последние цели человеческого разума.
К философии по школьному понятию относятся две вещи: во-первых,
достаточный запас рациональных знаний, во-вторых, систематическая
связь этих знаний, или соединение их в идее целого.
Философия не только допускает такую строго систематическую связь,
но и является единственной наукой, которая имеет систематическую связь
в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое
единство.
Что же касается философии по мировому понятию (in sensu cosmico),
то ее можно назвать также наукой о высшей максиме применения нашего
разума, поскольку под максимой разумеется внутренний принцип выбора
между различными целями.
Ибо и в последнем значении философия есть наука об отношении вся-
кого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого
разума, которой как высшей подчинены все другие цели и в которой они
должны образовать единство.
Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно под-
вести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второймораль, на третий
религия и на четвертыйантропология. Но в сущности все это можно
лютную ценность. И действительно, она есть то, что одно только и имеет
внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям.
   Ведь всегда спрашивают в конце концов, чему служит философствова-
ние и его конечная цель – сама философия, рассматриваемая согласно
школьному понятию?
   В этом схоластическом значении слова философия имеет в виду лишь
умение, в смысле же ее мирового понятия – полезность. В первом смысле
она есть, следовательно, учение об умении; в последнем – учение о мудро-
сти, законодательница разума, и постольку философ – не виртуоз ума, но
законодатель.
   Виртуоз ума, или, как его называет Сократ, филодокс, стремится толь-
ко к спекулятивному знанию, не обращая внимания на то, насколько со-
действует это знание последним целям человеческого разума: он дает пра-
вила применения разума для всевозможных произвольных целей. Практи-
ческий философ – наставник мудрости учением и делом – есть философ в
собственном смысле. Ибо философия есть идея совершенной мудрости,
указывающей нам последние цели человеческого разума.
   К философии по школьному понятию относятся две вещи: во-первых,
достаточный запас рациональных знаний, во-вторых, систематическая
связь этих знаний, или соединение их в идее целого.
   Философия не только допускает такую строго систематическую связь,
но и является единственной наукой, которая имеет систематическую связь
в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое
единство.
   Что же касается философии по мировому понятию (in sensu cosmico),
то ее можно назвать также наукой о высшей максиме применения нашего
разума, поскольку под максимой разумеется внутренний принцип выбора
между различными целями.
   Ибо и в последнем значении философия есть наука об отношении вся-
кого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого
разума, которой как высшей подчинены все другие цели и в которой они
должны образовать единство.
   Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно под-
вести под следующие вопросы:
   1. Ч т о я м о г у з н а т ь ?
   2. Ч т о я д о л ж е н д е л а т ь ?
   3. Н а ч т о я с м е ю н а д е я т ь с я ?
   4. Ч т о т а к о е ч е л о в е к ?
   На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий
– религия и на четвертый – антропология. Но в сущности все это можно

                                                                     23