Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

2
5
что можно утверждать: мудрость без науки есть лишь тень совершенства,
которого нам никогда не достичь.
Ненавидящего науку ради любви к одной мудрости называют мисоло-
гом. Мисология обыкновенно возникает при отсутствии научных знаний и
непременно связанного с этим своего рода тщеславия. Иногда же в ошибку
мисологии впадают и те, которые сначала с большим прилежанием и успе-
хом отдавались наукам, но в конце концов во всех ее знаниях не нашли ни-
какого удовлетворения.
Философия есть единственная наука, которая способна дать нам это
внутреннее удовлетворение, ибо она как бы замыкает научный круг, и бла-
годаря ей науки впервые только и получают порядок и связь.
Итак, для навыка к самостоятельному мышлению или философствова-
нию нам следует обратить внимание больше на методы нашего примене-
ния разума, чем на сами положения, к которым мы пришли с помощью
этих методов.
И. КАНТ
Ответ на вопрос: Что такое просвещение?
(1784)
ПРОСВЕЩЕНИЕ это выход человека из состояния несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетиеэто
неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны
кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной
не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться
им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей муже-
ство пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз про-
свещения.
Леность и трусостьвот причины того, что столь большая часть лю-
дей, которые уже давно освободились от чуждого им руководства природы
(naturaliter maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несо-
вершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают се-
бе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!
Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пас-
тырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне
такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет на-
Воспроизводится по тексту: Кант И. Сочинения: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С.
29 – 37.
что можно утверждать: мудрость без науки есть лишь тень совершенства,
которого нам никогда не достичь.
   Ненавидящего науку ради любви к одной мудрости называют мисоло-
гом. Мисология обыкновенно возникает при отсутствии научных знаний и
непременно связанного с этим своего рода тщеславия. Иногда же в ошибку
мисологии впадают и те, которые сначала с большим прилежанием и успе-
хом отдавались наукам, но в конце концов во всех ее знаниях не нашли ни-
какого удовлетворения.
   Философия есть единственная наука, которая способна дать нам это
внутреннее удовлетворение, ибо она как бы замыкает научный круг, и бла-
годаря ей науки впервые только и получают порядок и связь.
   Итак, для навыка к самостоятельному мышлению или философствова-
нию нам следует обратить внимание больше на методы нашего примене-
ния разума, чем на сами положения, к которым мы пришли с помощью
этих методов.



                                                                    И. КАНТ

               Ответ на вопрос: Что такое просвещение?∗
                                 (1784)
    ПРОСВЕЩЕНИЕ – это выход человека из состояния несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это
неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны
кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной
не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться
им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей муже-
ство пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз про-
свещения.
    Леность и трусость – вот причины того, что столь большая часть лю-
дей, которые уже давно освободились от чуждого им руководства природы
(naturaliter maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несо-
вершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают се-
бе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!
Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пас-
тырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне
такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет на-

∗
 Воспроизводится по тексту: Кант И. Сочинения: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С.
29 – 37.

                                                                           25