Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

2
6
добности мыслить, если я в состоянии платить; первым скучным делом
займутся вместо меня другие. То, что значительное большинство людей (и
среди них весь прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма
опасным переход к совершеннолетию, – это уже забота опекунов, столь
любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством. По-
сле того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо обе-
регли его от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть
один шаг без вожжей, на которых их водят, – после всего этого они ука-
зывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются
ходить самостоятельно. Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после
нескольких падений в конце концов они научились бы ходить; однако
пример такого рода делает их нерешительными и отпугивает их, удержи-
вая от дальнейших попыток.
Итак, каждому отдельному человеку трудно выбраться из состояния
несовершеннолетия, ставшего для него почти естественным. Оно ему даже
приятно, и первое время он действительно не способен пользоваться соб-
ственным умом, так как ему никогда не позволяли делать такую попытку.
Наставления и предписанияэти механические орудия применения разума
или, вернее, злоупотребления его природными дарованиямипредставля-
ют собой кандалы постоянного несовершеннолетия. Даже тот, кто сбросил
бы их, сделал бы лишь неуверенный прыжок через небольшую канаву, так
как он не привык к такого рода свободному движению. Вот почему лишь
немногим удалось благодаря совершенствованию своего духа выбраться из
состояния несовершеннолетия и сделать твердые шаги.
Но более возможно и даже почти неизбежно, что публика сама себя
просветит, если только предоставить ей свободу. Ибо тогда даже среди по-
ставленных над толпой опекунов найдутся самостоятельно мыслящие, ко-
торые, сбросив с себя иго несовершеннолетия, распространят вокруг себя
дух разумной оценки своего достоинства и призвания каждого человека
мыслить самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что публика, до
этого поставленная под иго, затем заставит опекунов оставаться под ним,
если ее будут к этому подстрекать люди, не способные ни к какому про-
свещению. Вот как вредно насаждать предрассудки, которые в конце кон-
цов мстят тем, кто породил их или кто был предшественником тех, кто по-
родил их. По этой причине публика может достигнуть просвещения только
постепенно. Посредством революции можно, пожалуй, добиться устране-
ния личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или вла-
столюбцев, но никогда нельзя ее посредством осуществить истинную ре-
форму образа мыслей; новые предрассудки, как и старые, будут служить
вожжами для бездумной толпы.
Для просвещения требуется только свобода, и притом самая безобид-
ная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собствен-
добности мыслить, если я в состоянии платить; первым скучным делом
займутся вместо меня другие. То, что значительное большинство людей (и
среди них весь прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма
опасным переход к совершеннолетию, – это уже забота опекунов, столь
любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством. По-
сле того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо обе-
регли его от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть
один шаг без вожжей, на которых их водят, – после всего этого они ука-
зывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются
ходить самостоятельно. Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после
нескольких падений в конце концов они научились бы ходить; однако
пример такого рода делает их нерешительными и отпугивает их, удержи-
вая от дальнейших попыток.
    Итак, каждому отдельному человеку трудно выбраться из состояния
несовершеннолетия, ставшего для него почти естественным. Оно ему даже
приятно, и первое время он действительно не способен пользоваться соб-
ственным умом, так как ему никогда не позволяли делать такую попытку.
Наставления и предписания – эти механические орудия применения разума
или, вернее, злоупотребления его природными дарованиями – представля-
ют собой кандалы постоянного несовершеннолетия. Даже тот, кто сбросил
бы их, сделал бы лишь неуверенный прыжок через небольшую канаву, так
как он не привык к такого рода свободному движению. Вот почему лишь
немногим удалось благодаря совершенствованию своего духа выбраться из
состояния несовершеннолетия и сделать твердые шаги.
    Но более возможно и даже почти неизбежно, что публика сама себя
просветит, если только предоставить ей свободу. Ибо тогда даже среди по-
ставленных над толпой опекунов найдутся самостоятельно мыслящие, ко-
торые, сбросив с себя иго несовершеннолетия, распространят вокруг себя
дух разумной оценки своего достоинства и призвания каждого человека
мыслить самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что публика, до
этого поставленная под иго, затем заставит опекунов оставаться под ним,
если ее будут к этому подстрекать люди, не способные ни к какому про-
свещению. Вот как вредно насаждать предрассудки, которые в конце кон-
цов мстят тем, кто породил их или кто был предшественником тех, кто по-
родил их. По этой причине публика может достигнуть просвещения только
постепенно. Посредством революции можно, пожалуй, добиться устране-
ния личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или вла-
столюбцев, но никогда нельзя ее посредством осуществить истинную ре-
форму образа мыслей; новые предрассудки, как и старые, будут служить
вожжами для бездумной толпы.
    Для просвещения требуется только свобода, и притом самая безобид-
ная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собствен-
26