Составители:
Рубрика:
24
было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к по-
следнему.
Итак, философ должен определить:
1) источники человеческого знания,
2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец,
3) границы разума.
Последнее есть нужнейшее, но также – пусть не огорчается филодокс –
и труднейшее.
Философу требуются главным образом две вещи: 1) культура таланта и
умения, чтобы применять их ко всевозможным целям; 2) навык в примене-
нии того или другого средства к каким-либо целям. То и другое должно
соединяться, ибо без знаний никогда нельзя стать философом, но также и
одни знания никогда не создают философов, если целесообразная связь
всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание со-
ответствия этого единства высшим целям человеческого разума.
Вообще нельзя называть философом того, кто не может философство-
вать, Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям
и самостоятельному применению разума.
Да и как, собственно, можно научиться философии? Всякий философ-
ский мыслитель строит свое собственное здание (Werk), так сказать, на
развалинах предыдущего, но и оно никогда не достигает такого состояния,
чтобы стать прочным во всех своих частях. Поэтому философию нельзя
изучать уже по той причине, что таковой еще не существует. Но если да-
же и предположить, что таковая действительно имеется, то все-таки ни
один из тех, кто ее хотя и изучил, не мог бы сказать о себе, что он фило-
соф, потому что его знание философии всегда было бы лишь субъективно-
историческим.
Иначе обстоит дело в математике. Эту науку вполне можно до извест-
ной степени изучить, ибо доказательства здесь столь очевидны, что каж-
дый может в них убедиться; вместе с тем, в силу своей очевидности, она
может, так сказать, сохраняться как надежное и прочное учение.
Напротив, кто хочет научиться философствовать, тот все системы фи-
лософии должен рассматривать лишь как историю применения разума и
как объект для упражнения своего философского таланта.
Следовательно, истинный философ как самостоятельный мыслитель
должен применять свой разум: свободно и оригинально, а не рабски под-
ражательно. Но он не должен также применять свой разум диалектически,
направляя его лишь на то, чтобы сообщить знаниям видимость истины и
мудрости. Последнее есть занятие одних софистов и совершенно несо-
вместимо с достоинством философа как знатока и учителя мудрости.
Ибо наука имеет внутреннюю истинную ценность лишь как орган муд-
рости. Но в качестве такового она также необходима для мудрости, так
было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к по- следнему. Итак, философ должен определить: 1) источники человеческого знания, 2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец, 3) границы разума. Последнее есть нужнейшее, но также пусть не огорчается филодокс и труднейшее. Философу требуются главным образом две вещи: 1) культура таланта и умения, чтобы применять их ко всевозможным целям; 2) навык в примене- нии того или другого средства к каким-либо целям. То и другое должно соединяться, ибо без знаний никогда нельзя стать философом, но также и одни знания никогда не создают философов, если целесообразная связь всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание со- ответствия этого единства высшим целям человеческого разума. Вообще нельзя называть философом того, кто не может философство- вать, Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума. Да и как, собственно, можно научиться философии? Всякий философ- ский мыслитель строит свое собственное здание (Werk), так сказать, на развалинах предыдущего, но и оно никогда не достигает такого состояния, чтобы стать прочным во всех своих частях. Поэтому философию нельзя изучать уже по той причине, что таковой еще не существует. Но если да- же и предположить, что таковая действительно имеется, то все-таки ни один из тех, кто ее хотя и изучил, не мог бы сказать о себе, что он фило- соф, потому что его знание философии всегда было бы лишь субъективно- историческим. Иначе обстоит дело в математике. Эту науку вполне можно до извест- ной степени изучить, ибо доказательства здесь столь очевидны, что каж- дый может в них убедиться; вместе с тем, в силу своей очевидности, она может, так сказать, сохраняться как надежное и прочное учение. Напротив, кто хочет научиться философствовать, тот все системы фи- лософии должен рассматривать лишь как историю применения разума и как объект для упражнения своего философского таланта. Следовательно, истинный философ как самостоятельный мыслитель должен применять свой разум: свободно и оригинально, а не рабски под- ражательно. Но он не должен также применять свой разум диалектически, направляя его лишь на то, чтобы сообщить знаниям видимость истины и мудрости. Последнее есть занятие одних софистов и совершенно несо- вместимо с достоинством философа как знатока и учителя мудрости. Ибо наука имеет внутреннюю истинную ценность лишь как орган муд- рости. Но в качестве такового она также необходима для мудрости, так 24
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- …
- следующая ›
- последняя »