Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

38
тестата получить возможность зачислиться. Такой аттестат, вероятно, ме-
нее всего представляется им советом не поступать в университет, ведь
именно этим аттестатом, независимо от его содержания, в их руки дается
необходимое условие, чтобы быть допущенным в университет.
Чтобы перейти к непосредственному, указанному Королевским мини-
стерством предмету, к подготовке в гимназиях к спекулятивному мышле-
нию и к изучению философии, я вынужден принять за отправную точку
различие между материальной и формальной подготовкой. И хотя первая
имеет сюда более косвенное и отдаленное отношение, мне представляется
возможным рассматривать ее как собственную основу спекулятивного
мышления, а потому не обходить молчанием.
Однако поскольку материальной стороной такой подготовки я считал
бы само обучение в гимназии, то мне необходимо назвать эти предметы и
упомянуть об их отношении к цели, о которой здесь идет речь.
Одним из предметов, которые я хотел бы причислить сюда, было бы
изучение древних, поскольку благодаря этому ум и представление молоде-
жи вводятся в великие исторические и художественные воззрения индиви-
дов и народов, в их деяния и судьбы, а также в их добродетели, нравствен-
ные принципы и верования. Но для духа и его более глубокой деятельно-
сти классическая литература лишь тогда может стать действительно пло-
дотворной, когда в старших классах гимназии формальное знание языка
будет рассматриваться скорее как средство, тогда как первоесодержание
литературыстанет главным; а то, что в филологии относится к учености,
останется для университета и для тех, кто впоследствии захочет посвятить
себя филологии.
Другой предмет не только сам по себе имеет содержанием истину, что
представляет собой также интерес для философии как своеобразный спо-
соб познания, но и имеет в этом содержании одновременно непосредст-
венную связь с формальной стороной спекулятивного мышления. Под
этим углом зрения я и хотел бы упомянуть здесь догматическое содержа-
ние нашей религии, так как последнее не только заключает истину в себе и
для себя, но и содержит ее в такой противопоставленности спекулятивно-
му мышлению, что само сразу же ведет за собой противоречие рассудку и
подавляет рассуждение. Будет ли это содержание связано с такой стороной
подготовки к спекулятивному мышлению, зависит от того, будет ли в пре-
подавании религии церковное догматическое учение излагаться только в
историческом плане, [причем] вообще не будет насаждаться истинное,
глубокое благоговение перед религией, а центр тяжести будет перенесен
на общие места деизма, на моральные учения или даже только на субъек-
тивные чувства. При последнем способе преподавания, напротив, воспи-
тываются скорее способности, противоположные спекулятивному мышле-
нию, это довершает самомнение и произвол рассудка, и тогда рассудок или
тестата получить возможность зачислиться. Такой аттестат, вероятно, ме-
нее всего представляется им советом не поступать в университет, ведь
именно этим аттестатом, независимо от его содержания, в их руки дается
необходимое условие, чтобы быть допущенным в университет.
   Чтобы перейти к непосредственному, указанному Королевским мини-
стерством предмету, к подготовке в гимназиях к спекулятивному мышле-
нию и к изучению философии, я вынужден принять за отправную точку
различие между материальной и формальной подготовкой. И хотя первая
имеет сюда более косвенное и отдаленное отношение, мне представляется
возможным рассматривать ее как собственную основу спекулятивного
мышления, а потому не обходить молчанием.
   Однако поскольку материальной стороной такой подготовки я считал
бы само обучение в гимназии, то мне необходимо назвать эти предметы и
упомянуть об их отношении к цели, о которой здесь идет речь.
   Одним из предметов, которые я хотел бы причислить сюда, было бы
изучение древних, поскольку благодаря этому ум и представление молоде-
жи вводятся в великие исторические и художественные воззрения индиви-
дов и народов, в их деяния и судьбы, а также в их добродетели, нравствен-
ные принципы и верования. Но для духа и его более глубокой деятельно-
сти классическая литература лишь тогда может стать действительно пло-
дотворной, когда в старших классах гимназии формальное знание языка
будет рассматриваться скорее как средство, тогда как первое – содержание
литературы – станет главным; а то, что в филологии относится к учености,
останется для университета и для тех, кто впоследствии захочет посвятить
себя филологии.
   Другой предмет не только сам по себе имеет содержанием истину, что
представляет собой также интерес для философии как своеобразный спо-
соб познания, но и имеет в этом содержании одновременно непосредст-
венную связь с формальной стороной спекулятивного мышления. Под
этим углом зрения я и хотел бы упомянуть здесь догматическое содержа-
ние нашей религии, так как последнее не только заключает истину в себе и
для себя, но и содержит ее в такой противопоставленности спекулятивно-
му мышлению, что само сразу же ведет за собой противоречие рассудку и
подавляет рассуждение. Будет ли это содержание связано с такой стороной
подготовки к спекулятивному мышлению, зависит от того, будет ли в пре-
подавании религии церковное догматическое учение излагаться только в
историческом плане, [причем] вообще не будет насаждаться истинное,
глубокое благоговение перед религией, а центр тяжести будет перенесен
на общие места деизма, на моральные учения или даже только на субъек-
тивные чувства. При последнем способе преподавания, напротив, воспи-
тываются скорее способности, противоположные спекулятивному мышле-
нию, это довершает самомнение и произвол рассудка, и тогда рассудок или
38