Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

41
логику. Но если изучение этой дисциплины ввести в гимназии, то в со-
знание учеников, по крайней мере, войдути побывают тамформы
мышления. Имея в виду чрезвычайно значительное субъективное воздей-
ствие [нижеуказанной меры], следовало бы направлять внимание учащихся
на то, что существует царство мысли для себя, и на то, что формы мышле-
ния сами суть там предмет рассмотрения, а именно предмет, которому об-
щественный авторитет, поскольку вводится его преподавание, придает
особое значение. Данный учебный материал не превышает возможности
восприятия гимназистов, за это говорит сам по себе исторический опыт
прошлого, и если мне будет позволено упомянуть о моем собственном, то
и не только опыт профессора подготовительных философских наук в тече-
ние многих лет и ректора гимназии, где я ежедневно наблюдал способно-
сти и восприимчивость учеников к этим наукам, но и, кроме того, мои
личные воспоминания о том, как я в двенадцатилетнем возрасте, занимаясь
в теологическом семинаре в своем отечестве, изучал Вольфовы дефиниции
так называемой Idea clara и в четырнадцать лет усвоил все фигуры и пра-
вила умозаключения и с тех пор знаю их. Если бы это не шло слишком на-
перекор нынешним предрассудкам о самостоятельном мышлении, продук-
тивной деятельности и т. д., то я был бы не прочь предложить нечто в этом
роде для преподавания такого цикла в гимназии; ибо знание, будь оно ка-
ким угодно, даже самым высоким, должно рано или поздно стать достоя-
нием памяти; если начинать с запоминания, то будет тем больше свободы
и стимулов для собственного мышления. Кроме того, таким путем можно
было бы надежнее всего предотвратить то, чего по праву желает избежать
Королевское министерство, а именно, чтобы занятия философией в гимна-
зии выродились в пустой формализм или вышли за пределы школьного
обучения.
3. Последняя точка зрения примыкает к более глубоким причинам в
пользу исключения собственно метафизики из программы гимназии. Од-
нако одна сторона философии Вольфа, преподаваемой прежде, могла бы
рассматриваться, а именно та, которая в «Theologia naturalis» излагается
под названием доказательства о существовании бога. Преподавание в
гимназии не сможет само по себе обойти связь учения о боге с мыслями о
конечности и случайности вещей в мире, об их целесообразных отношени-
ях и т. д., а для непредвзятого человеческого ума такая связь будет во все
времена убедительной, какие бы возражения против этого ни приводила
критическая философия. Эти так называемые доказательства не содержат
ничего, кроме подробного разбора своего содержания, которое само по се-
бе встречается в гимназическом преподавании. Правда, они нуждаются в
дальнейшем исправлении со стороны спекулятивной философии, чтобы
действительно отвечать тому, что содержится в движении наивного чело-
веческого ума. Для более зрелого спекулятивного рассмотрения это пред-
логику. Но если изучение этой дисциплины ввести в гимназии, то в со-
знание учеников, по крайней мере, войдут – и побывают там – формы
мышления. Имея в виду чрезвычайно значительное субъективное воздей-
ствие [нижеуказанной меры], следовало бы направлять внимание учащихся
на то, что существует царство мысли для себя, и на то, что формы мышле-
ния сами суть там предмет рассмотрения, а именно предмет, которому об-
щественный авторитет, поскольку вводится его преподавание, придает
особое значение. Данный учебный материал не превышает возможности
восприятия гимназистов, за это говорит сам по себе исторический опыт
прошлого, и если мне будет позволено упомянуть о моем собственном, то
и не только опыт профессора подготовительных философских наук в тече-
ние многих лет и ректора гимназии, где я ежедневно наблюдал способно-
сти и восприимчивость учеников к этим наукам, но и, кроме того, мои
личные воспоминания о том, как я в двенадцатилетнем возрасте, занимаясь
в теологическом семинаре в своем отечестве, изучал Вольфовы дефиниции
так называемой Idea clara и в четырнадцать лет усвоил все фигуры и пра-
вила умозаключения и с тех пор знаю их. Если бы это не шло слишком на-
перекор нынешним предрассудкам о самостоятельном мышлении, продук-
тивной деятельности и т. д., то я был бы не прочь предложить нечто в этом
роде для преподавания такого цикла в гимназии; ибо знание, будь оно ка-
ким угодно, даже самым высоким, должно рано или поздно стать достоя-
нием памяти; если начинать с запоминания, то будет тем больше свободы
и стимулов для собственного мышления. Кроме того, таким путем можно
было бы надежнее всего предотвратить то, чего по праву желает избежать
Королевское министерство, а именно, чтобы занятия философией в гимна-
зии выродились в пустой формализм или вышли за пределы школьного
обучения.
    3. Последняя точка зрения примыкает к более глубоким причинам в
пользу исключения собственно метафизики из программы гимназии. Од-
нако одна сторона философии Вольфа, преподаваемой прежде, могла бы
рассматриваться, а именно та, которая в «Theologia naturalis» излагается
под названием доказательства о существовании бога. Преподавание в
гимназии не сможет само по себе обойти связь учения о боге с мыслями о
конечности и случайности вещей в мире, об их целесообразных отношени-
ях и т. д., а для непредвзятого человеческого ума такая связь будет во все
времена убедительной, какие бы возражения против этого ни приводила
критическая философия. Эти так называемые доказательства не содержат
ничего, кроме подробного разбора своего содержания, которое само по се-
бе встречается в гимназическом преподавании. Правда, они нуждаются в
дальнейшем исправлении со стороны спекулятивной философии, чтобы
действительно отвечать тому, что содержится в движении наивного чело-
веческого ума. Для более зрелого спекулятивного рассмотрения это пред-
                                                                       41