Составители:
Рубрика:
44
силы – «... стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скорее наступило спасение че-
ловеческого рода! Что из того, что нам мешают листья! Или ветви! Проби-
вайтесь к солнцу, а если устанете, тоже хорошо! Тем приятней будет сон!»
Кто написал это? Не удивляйтесь, опять тот же самый Георг Вильгельм
Фридрих Гегель, знаменитейший в истории философии мастер соединять
несоединимые противоположности. Только – молодой, двадцатипятилет-
ний, в качестве философа еще никому и ничем не известный. Но, может
быть, это – лишнее доказательство тому, что молодость с философией спо-
собно помирить только неумолимое время и что сам Гегель должен был
дожить до сумерек, чтобы наслаждаться полетом мудрых ночных сов?
Доля истины в этом есть. Но бывает, что стремительный поток событий
так сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится как ветер, и то-
гда мудрость приходит к человеку раньше, чем в спокойные и неторопли-
вые времена. Именно такая эпоха быстро и рано сделала молодого челове-
ка по имени Гегель одним из самых глубоких мудрецов истории. Уже че-
рез двенадцать лет после приведенных выше слов он стал автором знаме-
нитой «Феноменологии духа» – книги, превзошедшей по глубине и дейст-
вительной мудрости все сочинения своего старшего современника – все-
мирно прославленного к тому времени восьмидесятилетнего Иммануила
Канта. Гегель же, по нашим понятиям, был еще довольно молодым че-
ловеком. Тридцати семи лет. Но вспомним, что именно в этом возрасте
уже окончили свои дни Пушкин и Маяковский, а они учили диалектику
«не по Гегелю», хотя и их жизнь вынудила обрести мудрость весьма высо-
кого диалектического порядка еще задолго до этого возраста.
К философии молодость идет и приходит разными путями: иного уны-
лый и неумный преподаватель оттолкнет от настоящей, научной филосо-
фии и тем подтолкнет в объятия философии веселенькой, но пустой и
очень плохой, даже вредной для здоровья, и такое случается. Другому во-
время – под настроение, случаем – попадет в руки действительно стоящая
философская книжка, и это может произвести в его мозгах настоящий бла-
годетельный и целительный переворот, изменив его прежний, младенче-
ский способ суждения о вещах на более разумный. С философией хочешь
не хочешь, а столкнуться тебе, молодой человек, все равно придется. Ни-
куда от нее не денешься. Особенно в наше время. Вопрос лишь в том, бу-
дет ли это философия настоящая, разумная или же скверный ее эрзац, по
внешности на нее похожий, но гадкий по своей начинке.
Ибо философия концентрирует в себе известный способ мышления, из-
вестную логику мышления и проясняет ее для самого мыслящего человека.
С философией поэтому не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит,
вообще не думает над тем, что делает и он сам, и его сосед, что делают все
окружающие его – и далекие и близкие люди. И если ты усваиваешь тот
силы «... стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скорее наступило спасение че- ловеческого рода! Что из того, что нам мешают листья! Или ветви! Проби- вайтесь к солнцу, а если устанете, тоже хорошо! Тем приятней будет сон!» Кто написал это? Не удивляйтесь, опять тот же самый Георг Вильгельм Фридрих Гегель, знаменитейший в истории философии мастер соединять несоединимые противоположности. Только молодой, двадцатипятилет- ний, в качестве философа еще никому и ничем не известный. Но, может быть, это лишнее доказательство тому, что молодость с философией спо- собно помирить только неумолимое время и что сам Гегель должен был дожить до сумерек, чтобы наслаждаться полетом мудрых ночных сов? Доля истины в этом есть. Но бывает, что стремительный поток событий так сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится как ветер, и то- гда мудрость приходит к человеку раньше, чем в спокойные и неторопли- вые времена. Именно такая эпоха быстро и рано сделала молодого челове- ка по имени Гегель одним из самых глубоких мудрецов истории. Уже че- рез двенадцать лет после приведенных выше слов он стал автором знаме- нитой «Феноменологии духа» книги, превзошедшей по глубине и дейст- вительной мудрости все сочинения своего старшего современника все- мирно прославленного к тому времени восьмидесятилетнего Иммануила Канта. Гегель же, по нашим понятиям, был еще довольно молодым че- ловеком. Тридцати семи лет. Но вспомним, что именно в этом возрасте уже окончили свои дни Пушкин и Маяковский, а они учили диалектику «не по Гегелю», хотя и их жизнь вынудила обрести мудрость весьма высо- кого диалектического порядка еще задолго до этого возраста. К философии молодость идет и приходит разными путями: иного уны- лый и неумный преподаватель оттолкнет от настоящей, научной филосо- фии и тем подтолкнет в объятия философии веселенькой, но пустой и очень плохой, даже вредной для здоровья, и такое случается. Другому во- время под настроение, случаем попадет в руки действительно стоящая философская книжка, и это может произвести в его мозгах настоящий бла- годетельный и целительный переворот, изменив его прежний, младенче- ский способ суждения о вещах на более разумный. С философией хочешь не хочешь, а столкнуться тебе, молодой человек, все равно придется. Ни- куда от нее не денешься. Особенно в наше время. Вопрос лишь в том, бу- дет ли это философия настоящая, разумная или же скверный ее эрзац, по внешности на нее похожий, но гадкий по своей начинке. Ибо философия концентрирует в себе известный способ мышления, из- вестную логику мышления и проясняет ее для самого мыслящего человека. С философией поэтому не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит, вообще не думает над тем, что делает и он сам, и его сосед, что делают все окружающие его и далекие и близкие люди. И если ты усваиваешь тот 44
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- …
- следующая ›
- последняя »