Составители:
Рубрика:
4
6
учит видеть одинаково ясно как розы, так и шипы реальной жизни. С фи-
лософией, которая не слепнет в сиянии солнца и хорошо помнит о мрач-
ных тучах, нависших над горизонтами нашего века, а в мрачные дни нена-
стья напоминает о том, что за грозовыми тучами все-таки скрыто ясное и
чистое небо. С диалектико-материалистической философией Маркса и Ле-
нина. С материалистической диалектикой.
К тому же совсем неверно, что философия обязана непременно рисовать
«серым по серому». В чем другом, а в этом старый Гегель был явно не прав.
Вечерние сумерки, может быть, и в самом деле подсказывают эту краску в
качестве самой подходящей для изображения постепенно тонущих во мра-
ке «постаревших» форм жизни. Но ведь верно и то, что кроме вечерних
сумерек бывают еще и сумерки предрассветные, обязательно наступающие
следом за ними. Ночь никогда не бывает вечной, как бы долгой и невыно-
симо темной она ни хотела казаться. И непременно одна заря сменить дру-
гую спешит, дав ночи если и не полчаса, то ни в коем случае не более того
срока, который необходим для того, чтобы под ее покровом тихо созрели
новые, молодые формы жизни, заступающие на место «постаревших».
И мудрые птицы богини Минервы вылетают в простор предрассветных
сумерек встречать встающее солнце, в свете которого все яснее и яснее
проступают из мрака формы и краски наступающего дня.
И тогда философия перестает писать серым по серому. Этой краской
великолепие утреннего рассвета изобразить нельзя. Она годится для изо-
бражения картины погружения в ночь, где все кошки серы. Разгорающийся
свет солнца нового дня, пусть даже еще слабо замерцавший над горизон-
том, заставляет и философию взять в руки палитру, располагающую всеми
красками спектра с его переливами, контрастами и оттенками. Тут ей уже
явно не хватает одних лишь переходных тонов между белым и черным. В
такие времена начинает сверкать и искриться совсем иной литературный
стиль философского письма – стиль Вольтера и Дидро, Фейербаха и Мар-
кса, Плеханова и Ленина. Стиль, которым превосходно владел и сам моло-
дой Гегель. А это – один из самых верных симптомов того, что философия
просыпается навстречу новому молодому дню, что ее интересы одни и те
же, что и интересы молодости, что она приветствует новые, молодые формы
жизни. А педантически-монотонное «ученое» говорение «серым по серо-
му», навевающее сон и скуку, в такие эпохи утрачивает кредит. Даже в том
случае, если говорятся при этом верные вещи: это показывает, что все дей-
ствительно верное в этом говорении уже давно и прочно усвоено, и его по-
пугайское повторение уже никому не интересно... Особенно – молодости.
Такова неизбежная судьба всякой схоластически-выродившейся фило-
софии – молодость от нее отворачивается. Правда, тут случается нередко,
что появляются в философии и мнимые пророки, старающиеся заворожить
учит видеть одинаково ясно как розы, так и шипы реальной жизни. С фи- лософией, которая не слепнет в сиянии солнца и хорошо помнит о мрач- ных тучах, нависших над горизонтами нашего века, а в мрачные дни нена- стья напоминает о том, что за грозовыми тучами все-таки скрыто ясное и чистое небо. С диалектико-материалистической философией Маркса и Ле- нина. С материалистической диалектикой. К тому же совсем неверно, что философия обязана непременно рисовать «серым по серому». В чем другом, а в этом старый Гегель был явно не прав. Вечерние сумерки, может быть, и в самом деле подсказывают эту краску в качестве самой подходящей для изображения постепенно тонущих во мра- ке «постаревших» форм жизни. Но ведь верно и то, что кроме вечерних сумерек бывают еще и сумерки предрассветные, обязательно наступающие следом за ними. Ночь никогда не бывает вечной, как бы долгой и невыно- симо темной она ни хотела казаться. И непременно одна заря сменить дру- гую спешит, дав ночи если и не полчаса, то ни в коем случае не более того срока, который необходим для того, чтобы под ее покровом тихо созрели новые, молодые формы жизни, заступающие на место «постаревших». И мудрые птицы богини Минервы вылетают в простор предрассветных сумерек встречать встающее солнце, в свете которого все яснее и яснее проступают из мрака формы и краски наступающего дня. И тогда философия перестает писать серым по серому. Этой краской великолепие утреннего рассвета изобразить нельзя. Она годится для изо- бражения картины погружения в ночь, где все кошки серы. Разгорающийся свет солнца нового дня, пусть даже еще слабо замерцавший над горизон- том, заставляет и философию взять в руки палитру, располагающую всеми красками спектра с его переливами, контрастами и оттенками. Тут ей уже явно не хватает одних лишь переходных тонов между белым и черным. В такие времена начинает сверкать и искриться совсем иной литературный стиль философского письма стиль Вольтера и Дидро, Фейербаха и Мар- кса, Плеханова и Ленина. Стиль, которым превосходно владел и сам моло- дой Гегель. А это один из самых верных симптомов того, что философия просыпается навстречу новому молодому дню, что ее интересы одни и те же, что и интересы молодости, что она приветствует новые, молодые формы жизни. А педантически-монотонное «ученое» говорение «серым по серо- му», навевающее сон и скуку, в такие эпохи утрачивает кредит. Даже в том случае, если говорятся при этом верные вещи: это показывает, что все дей- ствительно верное в этом говорении уже давно и прочно усвоено, и его по- пугайское повторение уже никому не интересно... Особенно молодости. Такова неизбежная судьба всякой схоластически-выродившейся фило- софии молодость от нее отворачивается. Правда, тут случается нередко, что появляются в философии и мнимые пророки, старающиеся заворожить 46
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »