Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
5
или иной способ мышления, тот или другой способ суждения о вещах
знай, что ты (может быть, даже неведомо для себя) усваиваешь и вполне
определенную философию. Либо хорошую, либо плохую. И лучше знать,
что именно ты глотаешь, чтобы потом крепко не пожалеть. Ведь бледная
поганка бывает очень похожей на шампиньон. С философией обстоит дело
точно так же
Молодости свойствен безоблачный оптимизм. И это очень хорошо. Но
все же лучше, если этот оптимизм не бездумный. Ибо бездумный опти-
мизмопора в жизни непрочная. Чаще всего его хватает ненадолгодо
первой серьезной жизненной неудачи, до первой беды, даже небольшой. И
вот вчерашний оптимист становится самым унылым нытикомпессими-
стом, которого уже не радует ничто и ничто не веселит, несмотря на всю
его паспортную молодость, здоровый желудок и крепкие зубыФигура
трагикомическая. Эдакий смолоду разочарованный в жизни – «познавший
глубины жизни» – доморощенный Шопенгауэр. «Он пел поблеклый жизни
цвет без малого в осьмнадцать лет». Разлетелся навстречу всем ветрам и
радостям, не глядя под ноги, и споткнулся о первый попавшийся булыж-
ник. Ожидал законных удовольствий, наивно полагая, будто планета наша
для его счастья уже полностью оборудована,– и получил синяк или шишку
на лбу, да хорошо, если еще не переломал ноги. И растет на этой шишке,
как на фундаменте, целое развесистое мировоззрение, где все рисуется уже
не серым по серому, а сплошным черным по еще более черному. И синяк,
бывает, сойдет, а «мировоззрение», «ценой страданий нажитое», остается и
плодоносит. И там, где раньше видел человек одни лишь благоухающие
розы, не замечая колючих шипов скрытых под их листьями, теперь торчат
в его глазах одни только острые тернии, в гуще которых теперь и роз то
ему не видно. Да и сами розы начинают казаться призрачной и лживой
приманкой «для дурачков», сплошным обманом зренияи только.
Злую шутку может сыграть с человеком оптимизм, ежели он бездум-
ный. И становится тогда молодость легкой добычей для философии, толь-
ко, увы, очень скверной и плоской и, несмотря на свою премудрую внеш-
ность, ничуть не более глубокой, нежели покинутый ради нее исходный
младенческий оптимизм. Таких философий изготовлено очень много, са-
мых разныхна любой вкус. Они, как и религия, зорко подстерегают че-
ловека в минуту горя, в годину несчастья, в дни навалившихся горой мел-
ких неприятностей. И лучше все-таки не ждать, пока какая-нибудь из та-
ких философий, выбрав момент, хищно вцепится своими когтями в твою
удрученную неудачами голову, прикинувшись для начала доброй утеши-
тельницей. Гораздо разумнее позаботиться о том, чтобы вовремя, пока не
потускнел еще естественный и здоровый оптимизм молодости, всерьез
подружиться с настоящей, хорошей философией. С философией, которая
или иной способ мышления, тот или другой способ суждения о вещах –
знай, что ты (может быть, даже неведомо для себя) усваиваешь и вполне
определенную философию. Либо хорошую, либо плохую. И лучше знать,
что именно ты глотаешь, чтобы потом крепко не пожалеть. Ведь бледная
поганка бывает очень похожей на шампиньон. С философией обстоит дело
точно так же
    Молодости свойствен безоблачный оптимизм. И это очень хорошо. Но
все же лучше, если этот оптимизм не бездумный. Ибо бездумный опти-
мизм – опора в жизни непрочная. Чаще всего его хватает ненадолго – до
первой серьезной жизненной неудачи, до первой беды, даже небольшой. И
вот вчерашний оптимист становится самым унылым нытиком – пессими-
стом, которого уже не радует ничто и ничто не веселит, несмотря на всю
его паспортную молодость, здоровый желудок и крепкие зубы Фигура –
трагикомическая. Эдакий смолоду разочарованный в жизни – «познавший
глубины жизни» – доморощенный Шопенгауэр. «Он пел поблеклый жизни
цвет без малого в осьмнадцать лет». Разлетелся навстречу всем ветрам и
радостям, не глядя под ноги, и споткнулся о первый попавшийся булыж-
ник. Ожидал законных удовольствий, наивно полагая, будто планета наша
для его счастья уже полностью оборудована,– и получил синяк или шишку
на лбу, да хорошо, если еще не переломал ноги. И растет на этой шишке,
как на фундаменте, целое развесистое мировоззрение, где все рисуется уже
не серым по серому, а сплошным черным по еще более черному. И синяк,
бывает, сойдет, а «мировоззрение», «ценой страданий нажитое», остается и
плодоносит. И там, где раньше видел человек одни лишь благоухающие
розы, не замечая колючих шипов скрытых под их листьями, теперь торчат
в его глазах одни только острые тернии, в гуще которых теперь и роз то
ему не видно. Да и сами розы начинают казаться призрачной и лживой
приманкой «для дурачков», сплошным обманом зрения – и только.
    Злую шутку может сыграть с человеком оптимизм, ежели он бездум-
ный. И становится тогда молодость легкой добычей для философии, толь-
ко, увы, очень скверной и плоской и, несмотря на свою премудрую внеш-
ность, ничуть не более глубокой, нежели покинутый ради нее исходный
младенческий оптимизм. Таких философий изготовлено очень много, са-
мых разных – на любой вкус. Они, как и религия, зорко подстерегают че-
ловека в минуту горя, в годину несчастья, в дни навалившихся горой мел-
ких неприятностей. И лучше все-таки не ждать, пока какая-нибудь из та-
ких философий, выбрав момент, хищно вцепится своими когтями в твою
удрученную неудачами голову, прикинувшись для начала доброй утеши-
тельницей. Гораздо разумнее позаботиться о том, чтобы вовремя, пока не
потускнел еще естественный и здоровый оптимизм молодости, всерьез
подружиться с настоящей, хорошей философией. С философией, которая

                                                                     45